Антифрикционная полимерная композиция
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И (. -А Н И- Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (IЦ 517607
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. спид-ву (22) Заявлено 03.07.74 (21) 2039753 05 (51) М. Кл.- С 08L 23/12
С 08J 5/16 с присоединением заявки ¹
Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытий
Опубликовано 15,06.76. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 20.07.76 (53) УД1; 678.742.3.04 (088.S) (72) Авторы изобретения
В. А. Белый, А. И. Свириденок, В. Г. Савкин, В, В. Невзоров и В. И. Ложеницына
Институт механики металлополимерных систем
АН Белорусской CCP (71) Заявитель (54) АНТИФРИКЦИОННАЯ ПОЛИМЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к области создания композиционных материалов на основе полипропилена и может быть использовано в качестве антифрикционного материала в узлах сухого трения.
Известна антифрикционная полимерная композиция, содержащая полипропилен (ПП) и твердую смазку, например графит (1).
Целью изобретения является повышение износостойкости, теплостойкости и снижение коэффициента трения.
Для достижения данной цели согласно изобретению в композицию дополнительно введен поливинилфурфураль (Г1ВФ) и катализатор сшивки — бензосульфокислота при следу.ющем соотношении компонентов, вес. :
Изотактический Г1П 60 — 84,9
ПВФ 10 — 20
1 всрдые смазки (графит) 5 — 15
Катализатор сшпвки 0,1 — 5
Порошок или крюшку полипропилена смешивают с диспергированным твердым наполнителем (например, графитом) и катализатором, полученную смесь пропитывают 10%-ным водным раствором поливинилфурфураля. Удаляют воду при 90 С и постоянном перемешивании смеси. Поливинилфурфураль является термореактивным полимером, который, обволакивая топким слоем частицы полипропилена и твердого наполнителя, создает при дальнейшей термической обработке пространственную структуру в объеме изделия, что значительно повышает физико-механические свойства материала на основе полипропилена.
Образующая пространственная структура способствует повышению износостойкости материала, "àê как частички твердой смазки прочно удерживаются B ячейках этой сетки как за счет физических, так и химических сил благодаря многофункциональности поливинилфурфураля. Изготовление изделий из композиции мокино осуществить как лнтьевым способом, так и прессованием. Температура переработки композиции 200 †2 С. При этом создаются оптимальные условия для возникновения пространственной структуры
ПВФ и его сшивания. Бензосульфокислота снособс 1 вуе 1. раскры 1 п1о ф1 р 1повых IIIII< IIQB u увел ичсшпо степени пространственной сшивки.
В табл. 1 приводятся результаты испытания физико-механических свойств предлагаемых материалов.
25 Сравнительные фрикционные и износные испытания фторопласта Ф-4 и предлагаемой композиции (ПП+ 10%, ПВФ+ 20% графита) были проведены на машине МИ-2. Трение образцов осуществляют по стальному диску
30 со скорость1о вращения последнего 0,3 м/с.
517607
Таблица 1
Предел прочности I на
Pil3PI>IB, к!7 "
Работа разрыва
ПЛЕИО IHblX образцов, кг сги
Коэффициентт трен 1151
И теисивносгь
IIзнос» ! 10
Чикротвер1ость
НВ, КГ С)И-!
)Ыодуль упругости прп 20 С, кг/сы ! и атер и ад
0,01
1,75
0,35
0,45
350
37,5
18000
8000 — 12000
0,7
1,9
1,6
0,45
0,4
0,4
205
4,5
0,6
0,5
0,2
8000
1,4
1,6
0,45
0,35
0,3
0,25
0,25
230
1,5
10000
1,0
8 — 9
1,7
1,6
1,1
0,8
0,6
0,25
0,1
310
0,4
0,3
0,25
0,25
0,29
0,26
1,65
0,65 !
0,2
О, 15
0,7
0,2
0,5
0,7
0,85
1,1
1,6
1,4
12000
6,5
8 — 9!
Таблица 2
Весово!! износ на 1200 н, Сила
1(оа ф фин иент трения
Цена 1 кг, руо..Чатерпал трения, г фторопласт ф-4
Предлагаемая когапозпцпя
0,01054
0,00585
О, 415
220
0,37
ПВФ
ПП
ПП+ % графита:
ПГ!+10". ПВФ":- графита:
5
ПП+1Оо,: графита -!- М ПВФ:
2,5
7,5
".ЛВФ содер)кит 2 : беизолсульфокислоты.
Образцы имели размеры 10;к,4 4 мм, нагрузка ня них в обоих случаях составляла 600 г, путь трспня 1200 м Результаты испытаний приведены ь табл. 2.
Оптима 7blfbl5l соотношением ягляется следующее: ПП+10% 1!) Яфита+
+ 7,5% ПБФ + 2% бензосульфокислоты.
Физико-механические показа гели этой композицип: 10 — =- 0,15; f =- 0,25; о, =
= 300 кг/с)ма ; 1-1В = 8 кг/см- .
Значительное возрастание износ1)стойкости достигается при введении 10 — 201)1 ПБФ, дальнейшее увел15чение его содержания нецелесообразно из-за возникающих технологических трудностей при подготовке материала H его переработке.
Величина l оэффицнента 7 рен1151 g aH II.oMlloзиций полипропилена с графитом находится в пределах 0,45 — 0,5, а для композиций, содержащих поливинилфурфураль, 0,25 — 0,30, что
3!!ячительно сн)1жает нагрев узла трения. Все
50 данные по износу и коэффициенту трения получены на машине МИ-2, ГОСТ 116-9-65.
Предлагаемую композицию можно примеIf5ITI Б узлях сухого тре)lи51, в ка Iестве материала для антнфрнкциояных химически стой55 ки: покрытий и конструкционных материалов, что расширит возможности использования полипропилена в машиностроении.
51760?
Формула изобретения
Составитель А. Кулакова
Техред М. Семенов
Корректор А. Дзесова
Редактор Е. Хорина
Заказ 1457 15 Изд. М 1373 Тираж 630 Подписное
Ц1-1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4j5
Типография, пр. Сапунова, 2
Лнтифрикционная полимерная композиция, содержап1ая полнпропилен и твердую смазку, например графит, отл ич а ю щ а я ся тем, что, с целью повышения износостойкости, теплостойкости и снижения коэффициента трения, дополнительно содержит поливинилфурфураль и катализатор сшивки, например бензосульфокислоту, при следующем соотношении компонентов, вес. о/ц.
Полипропилен 60 — 84,9
Поливинилфурфураль 10 — 20
Графит 5 — 15
Катализатор сшивки 0,1 — 5
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе
1. Иванюков Д. В. и др. Полипропилен. М., 10 «Химия», 1974, с. 152 — 154 (прототип).