Гидродинамическая опора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
п 517712
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союв Советских
Сопиаииоти кокни
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.02.75 (21) 2104866/02 (51) М, Кл,е F 16С 32/06 с присоединением заявки Мз
Государственный комитет
Совете Министров СССР оо долом ивобретвний и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.06.76. Бюллетень Мо 22
Дата опубликования описания 25.06.76 (53) УДК 621 822(088.8) (72) Авторы изобретения
Г. В. Фокин, И. К. Корнилов, О. 3. Эссиен и В. И. Меркулов
Московский станкоинструментальный институт (71) Заявитель (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОПОРА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных устройствах и механизмах для создания опор жидкостного трения у вращающихся тел.
Известна гидродинамическая опора, содержащая корпус и вал, вращаемый в радиальных и осевых подшипниках.
Целью изобретения является создание более технологичной гидродинамической опоры, способной испытывать более высокие нагрузки, обеспечивать надежное жидкостное трение и обладающей повышенной точностью.
Конструктивные особенности предлагаемой гидродинамической опоры основаны на использовании вязкоупругой смазки, например раствора синтетического каучука в минеральном масле. При этом рабочие поверхности радиального подшипника имеют цилиндрическую форму, а осевого — плоскую. На поверхности вала в зоне радиального подшипника выполнены карманы, соединенные отверстиями с осевым подшипником.
Для повышения точности работы опоры в отверстиях, подводящих смазку в карманы радиального подшипника, установлены каппиллярные дроссели.
На чертеже изображена предлагаемая гидродинамическая опора.
В корпусе 1 опоры расположены втулки 2, уплотнения 3 и вал 4. Внутренняя поверхность втулки и поверхность вала образуют радиальный подшипник скольжения, а торец вала
5 и опорная плоскость корпуса — осевой подшипник скольжения. На поверхности вала в зоне радиального подшипника выполнены карманы а (их может быть 3 — 6), соединенные с помощью сверлений с торцовым зазо10 ром между валом и корпусом. В сверлениях вала, подводящих смазку к карманам, расположены капиллярные дроссели 5. На валу находится элемент 6, например зубчатое колесо, приводящий вал в движение.
15 Смазка в опоре удерживается с помощью уплотнений 3, конструкция которых может быть самой различной, поэтому на чертеже они показаны условно. Со стороны осевых подшипников в корпусе предусмотрены поло20 сти 7, заполненные вязкоупругой смазкой.
Гидродинамическая опора работает следующим образом.
Через зубчатое колесо валу придается вращение. при этом вязкоупругая смазка, пере25 мещаясь к оси вращения, создает давление в зазоре осевого подшипника, благодаря которому возникает подъемная сила, обеспечивающая осевые нагрузки и поступление смазки под давлением через сверление в карманы и
30 в радиальный подшипник.
5177Iz
7 2 A д-4
Составите и> Г Кибовский
Техред А. Камышникова Корректор А. Дзесова
Редактор T. Юрчикова
Заказ 2073/6 Изд. № 1477 Тираж 1178 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,5
Типография, пр. Сапунова, 2
С ростом скорости вращения вала пропорционально увеличивается давление и несущая способность радиальных и осевых подшипников) Капиллярные дроссели осуществляют распределейие давленйя.
Ф о р м у л .а и з о б р е т е н и я
:а Ф
,т
1. 1-иу родинамическая опора, содержащая корпус, вал, вращаемый в радиальных и осевых подшипниках, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения несущей способности путем создания давления вязкоупругой смазки, рабочие поверхности радиального подшипника имеют цилиндрическую форму, а осевого — плоскую, 5 причем на поверхности вала в зоне радиального подшипника выполнены карманы, соединенные отверстиями с осевым подшипником.
2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности ее работы, 10 в отверстиях вала, подводящих смазку в карманы радиального подшипника, установлены капиллярные дроссели,