Ограничитель скорости подьемнотранспортной установки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i i1 5I9383

ОПИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Ресаувлик

) (61) Дополнительное к авт. свид-,ву (22) Заявлено 19.07.74 (21) 2046253/11 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл.2 В 66В 5/06

Яоветв Министров СССР ло делам изобретений и открытий

Опубликовано 30.06.76. Бюллетень № 24

Дата опубликования описания 26.07.76 (53) УДК 62.585.7:622. .67(088.8) (72) Авторы изооретения

А. Н. Шатило, П. С. Шраменко, А. П. Солоха, М. А. Стороженко, А. й1. Кащич и 6. И. Клеименов

Государственный макеевский ордена Октябрьской Революции научно-исследовательскии институт по безопасности работ в горной промышленности (71) Заявитель (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ СКОРОСТИ

Г1ОДЬЕМНО- 1 РАНСПОРi НОЙ УС1АНОВКИ

Государственный комитат (23) Приоритет

Изобретение относится к области защиты шахтных нодьемно- гранснортных установок. известны ограничители скорости подъемнотранспортнои установки, содержащие олок измерения деиствительпои скорости, к выходу которого подключен ишрор аационный вход олока сравнения, реле ограничения скорости, зашунтированное диодом и включенное в выходную цепь олока сравнения через самоудеркивающии замыкающий контакт, параллельно с которым соединен замыкающии контакт однои из пусковых кнопок, источник переменного тока, олок задания минимальнои скорости, выпрямители, командоаппараты задания текущеи скорости, снаоженные в конце кинематической цепи кулачками, коммутатор выоора направления движения с замыкающими и размыкающими контактами, реле контроля исправности и входящее в олок измерения деиствительной скорости реле контроля цепи с замыкающими контактами, командныи и путевой выключатели с размыкающими контактами, олок вариации защитных тахограмм.

Однако схемное построение известных ограничителей предполагает использование в качестве блока сравнения электромагнитного токового реле, характеризующегося невысокой стабильностью технических параметров. Кроме того, в известных ограничителях не предусмотрен полный контроль целостности кинематических цепей, не обеспечивается возможность исключения контроля текущих значений скорости в период разгона, отсутствует возможность задания двух защитных тахограмм

5 на установках, раоота ощнх в режимах «груз»

«людн» с различи 1ми максимальными скоростями, не осуществляется запоминание сигнала о причине сраоатывания ограничителя скорости. Указанные оостоятельства ооуслав1О лина|от низкие точность и надежность работы известных устройств.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей, повышение точности и надежности в работе.

15 Для этого в предложенный ограничитель введен блок изменения защитных тахограмм, причем выход блока изменения защитных тахограмм соединен с информационным входом блока сравнения, цепь питания блока сравне20 ния и реле ограничения скорости подключена к источнику переменного тока, выход блока

-.здания минимальной скорости соединен со входом одного, а выходы командо-аппаратов задания текущей скорости — со входом другого выпрямителя, выходные цепи выпрямителей включены последовательно и через блок вариации защитных тахограмм подключены к зажимам информационного входа блока сравнения, в цепь питания реле контроля исЗО правности включены замыкающий контакт

519383

1 — 1 + 12макс 13>

3 другой пусковой кнопки, зашунтированный замыкающим контактом реле контроля исправности, размыкающие контакты коммутатора выбора направления движения, зашунтированные замыкающим контактом реле контроля цепи, размыкающие контакты командного выключателя, зашунтированные соответствующими размыкающими контактами путевого выключателя, а замыкающие контакты коммутатора выбора направления движения включены в цепи управления соответствующих командоаппаратов задания текущей скорости с кулачками, воздействующими на размыкающие контакты командных выключателей.

Блок изменения защитных тахограмм .содержит регулируемый резистор, стабилитрон и выключатель, которые соединены последовательно и подключены к зажимам информационного входа блока сравнения.

На чертеже представлена функциональная схема предлагаемого ограничителя.

Он содержит блок 1 измерения действительной скорости, состоящий из тахогенератора, реле контроля цепи и выпрямителя, блок 2 сравнения, например тиристор, реле 3 ограничения скорости, обмотка которого зашунтирована диодом 4 и включена в выходную цепь блока 2 через параллельно соединенные замыкающий контакт 5 одной из пусковых кнопок и собственный замыкающий контакт б, выпрямители (мосты) 7 и 8, блок 9 задания минимальной скорости, бесконтактные командоаппараты 10 и 11 задания текущей скорости, включение которых производится с помощью замыкающих контактов 12 и 13 коммутатора 14 выбора направления движения, кулачки 15 и 16, установленные на концах кинематической цепи командоаппаратов 10 и 11 и воздействующие на размыкающие контакты 17 и 18 командного выключателя, реле 19 контроля исправности, в цепь питания которого включены размыкающие контакты 20 и 21 путевого выключателя, соединенные параллельно с размыкающими контактами 17 и 18, размыкающие контакты 22 и 23 коммутатора выбора направления, зашунтированные замыкающим контактом 24 реле контроля цепи, замыкающий контакт 25 другой пусковой кнопки, зашунтированный замыкающим контактом

26 реле контроля исправности. Блок 27 изменения защитных тахограмм, практическое применение которого имеет место на установках с двумя различными тахограммами, содержит выключатель 28, стабилитрон 29 и регулируемый резистор 30.

Ограничитель скорости работает следующим образом.

После завершения цикла подъема установки реле 3 ограничения скорости остается во втянутом состоянии, блатодаря действию блока 9, В этот отрезок времени по входной цепи блока 2 сравнения протекает ток, соответствующий минимальной контролируемой скорости

У„„„. Выходы командоаппаратов 10 и 11 за20

4 дания текущей скорости отключены контактами 12 и 13 коммутатора 14 выбора направления движения, вследствие чего ток задания, пропорциональный текущим значениям контролируемой скорости, равен нулю. Напряжение на выходе блока 1 измерения действительной скорости и, следовательно, ток, пропорциональный действительной скорости, также равны нулю.

В начале очередного цикла подъема установки коммутатор 14 формирует сигнал, соответствующий выбранному направлению движения, и при скорости, равной (0,7 — 1,0) U i ù замыкает контакт 12 (или 13, в зависимости от того, в каком направлении движется установка) и размыкает контакт 22 (или 23) в цепи реле 19 контроля исправности. При замыкании контакта 12 в работу включается командоаппарат 10. Начиная с этого момента, командоаппаратом 10 совместно с блоком 9 будет выдаватыся сигнал, соответствующий максимальному значению скорости защитной тахограммы, исключая тем самым ложные срабатывания ограничителя скорости в период разгона. При этом результирующий ток, лротекающий по цепи управления (если в качестве блока 2 сравнения используется тиристор, то по цепи управляющего электрода) будет равен. где I> ток, поступающий с выхода блока 9;

1 .„,„, — максимальное значение тока, поступающее с выхода командоаппарата 10;

I — текущее значение тока, поступающее с выхода блока 1 и пропорциональное фактической скорости движения установки.

В период равномерного хода величина тока

Ig соответствует максимальной скорости подьема. Если в этот период по каким-либо причинам скорость движения начинает:возрастать, то результирующий ток 1 уменьшается и в момент, когда действительная скорость становится равной максимальному значению скорости защитной тахограммы, достигает величины

I„. ïðè которой блок 2 запирается, а реле 3 отпадает и своим контактом разрывает цепь защиты предохранительного тормоза. Подобная картина имеет место и ie период замедления. Отличие состоит лишь в том, что в этот период командоаппарат 10 вьгдает текущие значения защитной тахограммы, и следовагельно, ток I> в этот период изменяется от

1.=1,„„, до 1,=0. В любой момент времени этого периода при равенстве действительной и

: аданной скоростей ток 1= 1,,, вследствие чего блок 2 запирается, что приводит к отключению реле 3.

После всякого срабатывания ограничителя скорости включение его в работу производится вручную с помощью пусковой кнопки с контактом 5. На подъемно-транспортных установках, работающих в режимах «груз» и «лю9383

30

51 г ди» с различными максимальными скоростями, переход на режим «люди» производится выключателем. С помощью резистора 30 параметры цепи стабилитрона 29 регулируются так, что с момента начала цикла подъема, когда замыкается контакт 12 в цепи управления командоаппарата 10, стабилитрон 29 пробивается, обеспечивая тем самым задание м аксимального значения скорости защитной тахограммы для режима «люди».

Подобным образом осуществляется контроль скорости и при дру|гом направлении движения установки. Отличие состоит ли шыв том, -!то коммутатор 14 замыкает контакт 13 и, следовательно, включает в работу командоаппарат 11. При этом в цепи реле 19 естественно размыкается контакт 23.

Автоматический контроль .исправности электрических и кинематических .цепей ограничителя скорости обеспечиваешься как с помощью реле 19, так и,заложенными в устройстве функциональными связями.

В цепь питания реле i19 поступает практически вся информация о целостности отдельных элементов и узлов ограничителя скорости. Так при возможных нарушениях в цепях блока 1 (обрыв электрических цепей, потеря кинематической связи тахогенератора с установкой, обрыв обмотки, возбуждения тахагенератора, если таковая имеется) реле контроля цепи обесточивается и разрывает свой контакт 24 в цепи реле 19. Настройка реле контроля цепи производится таким образом, что оно включается раньme, чем коммутатор 14 разрывает контакт 22 или 23. В том случае, если обрыв цепей,в блоке 1 происходит при скорости, меньшей скорости настройки коммутатора 14, реле 19 не отключается, так как в этот момент времени контакты 22 и 23 замкнуты. Однако, как только скорость машины начинает возрастать и достигает значения, при котором коммутатор 14 дает команду на размыкание контакта 12 или 13, реле 19 обесточивается и разрывает цепь защиты предохранительного тормоза. Проконтролированными оказываются также нарушения,в блоке 1, например витковое замыкание IB обмотке возбуждения тахогенератора, приводящие к уменьшению тока

1з .в цепи действительной скорости. В этом случае контакт 22 или 23 размыкается прежде чем включается реле контроля цепи и замыкает свой контакт 24 в цепи реле,19.

Контроль целостности кинематических передач командоаппаратов 10 и 11 осуществляется

;. помощью кулачков 1 5 и 16. Контакты 117 и

18 командного выключателя включены параллельно контактам 20 и 21 путевого выключателя, связанным с установкой. При обрыве кинематической цепи задания один из контактов

17 или 18 командного выключателя остается разомкнутым, а при подходе подъемного сосуда к месту начала дотяжки размыкается также контакт 20 или 21 путевого IBbIключателя, вызывая отпадение реле 19, которое приводит к отключению цепи защиты,предохранительно6 го тормоза. Включение реле 19 производится с помощью пусковой кнопки с контактом 25.

Контроль исправности электрических цепей и кинематических передач коммутатора 14 осуществляется за счет того, что включение в работу командоаппаратов 10 и 11 осуществляется с помощью контактов 12 и 13 коммутатора 14. Всякое нарушение в цепях коммутатора 14 (потеря кинематических связей с установкой, возможные обрывы в электрических цепях и т. д.), приводящее к размыканию контакта 12 или 13, автоматически уменьшает заданную скорость до минимального значения

if, Если нарушения в цепях коммутатора 14 происходят в момент, когда заданная и действительная скорости больше 1 „„„,, срабатывает реле 3 и разрывает свой контакт .в цепи защиты.

Обязательным условием обеспечения полного контроля исправности элекгрических и кинематических цепей ограничителя скорости является условие, чтобы коммутатор 14 производил съем информации о направлении движения от элементов подъемной машины, например, от тахогенератора, используемого для нужд регулирования хода подъемной машины), а не от само го ограничителя скорости.

Формула изобретения

1. Ограничитель скорости подъемно-транспортной установки, содержащий блок измерения действительной скорости, к выходу которого подключен информационный вход блока сравнения, реле ограничения скорости, зашунтированное доидом и включенное в выходную цепь блока сравнения через самоудержнвающий замыкающий контакт, параллельно с которым соединен замыкающий контакт одной из .пусковых кнопок, источник, переменного тока, блок задания минимальной скорости, выпрямители, командоаппараты задания текущей скорости, снабженные,в конце кинематической цепи кулачками, коммутатор выбора направления движения с замыкающими и размыкающими контактами, реле контроля исправности и входящее в блок измерения действительной скорости реле контроля цепи с замыкающими контактами, командный и путевой выключатели с размыкающими контактами, о тл и ч а ю щ и и ся тем, что,,с целью расширения функциональных возможностей, повышения точности и надежности работы,в него введен блок изменения защитных тахограмм, причем выход блока изменения защитных тахограмм соединен с информационным входом блока сравнения, цепь питания блока сравнения и реле ограничения скорости подключена к источнику переменного тока, .выход блока задания минимальной скорости соединен со входом одного, а выходы командоаппаратов задания текущей скорости — со входом. другого выпрямителя, выходные цепи выпрямителей

519383

14 1

Ф

1

1 1

Составитель Л. Кузнецова

Техред 3, Тараненко

Редактор Т. Горячева

Корректор Е. Хмелева

Заказ 1560/8 Изд. ¹ 1450 Тираж 1029 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 включены последовательно и подключены кэ входу блока изменения защитных тахограмм, в цепь питания реле контроля исправности гключены замыкающий контакт другой пусковой кнопки, зашунтированный замыкающим контактом реле контроля исправности, размыкающие контакты коммутатора выбора направления движения, зашунтированные замыкающим контактом реле контроля цепи, размыкающие контакты командного выключателя, зашунтированные соответствующими размыкающими контактами путевого выклю! ателя, а замыкающие контакты коммутатора выбора направления движения включены в цепи управления соответствующих командоаппаратов задания текущей скорости с кулачками, 5 воздействующими на размыкающие контакты командных выключателей.

2. Ограничитель по п. 1, о тл ич а ю щ и йс я тем, что блок изменения защитных тахограмм содержит регулируемый резистор, стабилитрон и выключатель, которые:соединены последовательно и подключены к зажимам информационного входа блока сравнения.