Устройство для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и1 5}9827

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.04.72 (21) 1776535/07

51) М, Кл.- зН 02К 3/48 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Министров СССР (23) Приоритет

Опубликовано 30.06.76. Бюллетень № 24

Дат; опубликования описания 20.07.76 (53) УДК 621.313.322 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Ю. М. Боровских и А. М. Боровских

Свердловский сельскохозяйственный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ

МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к устройствам для закрепления обмоток в пазах магнитопровода электрической машины.

Известно закрепление обмотки в пазах магнитопровода электрической машины посредством трапециевидных клиньев (1). В такой конструкции клин удерживается от перемещения в осевом направлении за счет сил трения. Следовательно, при любом изменении радиальных размеров, вызванном усадкой изоляции, неточностью сборки, а также вибрацией, возможен выход клина.

Известно другое устройство для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, содержащее пазовый клин, зафиксированный посредством размещенной вдоль длины паза выполненной из проволоки пружины, петли которой входят в боковые канавки паза (2J

Это устройство позволяет только частично ликвидировать недостатки предыдущего устройства, поскольку пружина, прижимающая клин в радиальном направлении, удерживается от перемещения в осевом направлении также только за счет сил трения.

Целью изобретения является повышение надежности крепления обмотки путем осуществления фиксации пружины в осевом направлении. Для достижения этой цели крайние петли пружины имеют увеличенную длину и каждая из них размещена в сферической выемке, выполненной в стенке боковой канавки, а в средней части клина имеется выступ, 5 охватываемый петлей пружины.

На фиг. 1 показан паз магнитопровода электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 — устройство для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической ма10 шины в рабочем положении, вид сверху; на фиг. 3 — устройство для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины при его извлечении или установке, вид сверху.

Магнитопровод 1 имеет паз 2, в котором

15 уложена обмотка 3, окруженная изолирующим слоем 4. Над обмоткой расположен клин

5, изготовленный также из изолирующего материала. В верхней части паза с каждой его стороны выполнено по трапециевидной канавке 6. Канавка 6 образована горизонтальной полкой 7, вертикальной стенкой 8 и скосом 9. В указанную канавку, в растянутом положении заводится пружина 10. Петли данной пружины упираются в скосы 9, но не достигают вертикальных стенок 8, в результате чего обеспечивается постоянный поджим клина 5 и обмотки 3 к центру магнитопровода 1.

На фиг. 2 эти петли обозначены позициями

11 — 18. Посредине клина 5 предусмотрен вы30 ступ 19, который охватывается сторонами 20

519827

71 г7

ОЪг 1

Фиг. 2 и 21 центральной петли пружины 10, когда она находится в свободном состоянии. Пружина 10 выполнена таким образом, что ее крайние петли 22 и 23 больше по длине, чем остальные. Для этих петель с учетом их большей длины предусмотрены соответствующие выемки 24 и 25. Наличие этих выемок и выступающих петель способствует тому, что сама пружина более надежно удерживается в пазу магнитопровода электромашипы в осевом направлении. Кроме того, поскольку цснтральная петля охватывает выступ на клине, последний будет удерживаться также более надежно.

Радиус выемок 24 и 25 больше, чем радиус изгиба петель 22 и 23, что позволяет данным петлям выходить из своих выемок, если к кольцам 26 и 27 приложить растягивающее усилие, глубина выемок такова, что не препятствует радиальному снятию пружины. При достаточном растяжении пружины (фиг. 3) ее ширина будет меньше, чем расстояние между петлями 18 и 19 в верхней части паза, а в результате указанную пружину можно свободно удалить из канавок паза магнитопровода электрической машины или установить»a место.

Ф ор мул а из о б р ет ения

Устройство для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, содержащее пазовый клин, зафиксированный посредством размещенной вдоль длины паза, 1О выполненной из проволоки пружины, петли которой входят в боковые канавки паза, о тл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности крепления, крайние петли пружины имеют увеличенную длину и каждая из

15 них размещена в сферической выемке, выполненной в стенке боковой канавки, а в средней части клина имеется выступ, охватываемый петлей пружины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: (1) А. Е. Алексеев, «Конструкция электрических машин», М., Госэнергоиздат, 1958, стр. 189. 2) Патент ¹ 2945140, США. кл. 310-214, 1957