Соединение деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С A Н И Е „„»046»
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (61)Дополнительное к авт. санд-ву (22) Заявлено07.10.74 (21) 2065159/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.07;76,Бюллетень № 25 (46) Дата опубликования описания 01.08.76 (51) М. Кл.а
Р 16 И 5/02
Гасударственный квинтет
Саевте Мнннстрае СССР еа делам нэаарвтвннй и аткрытнй (53) УДК 621.88 (088.8) В, П Григорьев, А» И. Ярковеи, Н. М. Киселев, С, Н» Порошин и О. С. Сироткин (72} Авторы изобретения (71) Заявитель Московский оРдена Ленина авиационный инститУт им. СеРж ОРджоникидзе (54) СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ
Изобретение относится к машиностроению, Известно соединение деталей силовыми элементами, расположенными рядами, например, болтами, работающее под действи— ем сдвигающих нагрузок, содержащее болты с гайками и шайбами и прокладки между соединенными деталями, изготовленными из свинцового листа или из материала с низким коэффициентом трения, 10
Отверстия в прокладках выполненыдиаметром, соответствующим диаметру болта из условий свободной сборки.
Указанные прокладки, исключая контакт- l5
-ную коррозию трения, приводят в связи с уменыцением силы сопротивления сдвигу от внешней нагрузки по контактным поверх-; ностям соединения к повышению нагрузки на болты, к разрушению соединяемых де- 20 талей по болтовому отверстию, снижая вы носливость соединения.
Цель изобретения — рассредоточение зон концентрации напряжения и повышение надежности соединения. 25
2 .-э/
Для этого отверстия в прокладках Ъод
1 силовые элементы, в крайних рядах и толщина последних выполнены по соотношениям:
>/< = 1,5 — 2,5; /((0,05 — 0,2, где 3 — диаметр отверстия в прокладке под крайние ряды болтов;
d - диаметр силового элемента; — толщина прокладки.
Прокладки, например, из алюминиевого сплава для соединений деталей стальных, титановых и алюминиевых сплавов, выполненвт из материала, коэффициент трения .которого)в паре с соединяемыми деталями превышает (или не ниже) коэффициента трения последних между собой.
Постановкой прокладок с увеличенным диаметром отверстия под болт контактная зона соединяемых деталей вокруг болта отодвигается от кромки отверстия. Таким образом, зоны концентраций напряжений от
1 наличия отверстия. и от действия контактной коррозии трения разносятся в разные ,сечения соединяемых деталей, в результате
520461
Составитель В. Вороненко рапактор И. Бродская Техреп>1. Пинании Корректор А. Трипенко
Заказ 3010/221 Тираж 1131 Подписное
ЫНИИПЫ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ПИП "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная, 4 чего выносливость соединений повып>ается в 1,5 и более раз.
На чертеже изображено предлагаемое соединение деталей, Соединение деталей 1 и 2 содержит силовые элементы, расположенные рядами, например болты 3 с гайками 4 и шайбами
5, а также прокладку 6, расположенную между соединяемыми деталями.
Наличие прокладки 6 с большим диаметром отверстий под крайние ряды болтов 3 в соединениях с радиальным и осевым натягом переносит место начала разрушения детали от кромки отверстия за границу диаметра отверстия в прокладке 6, повышая тем самым ресурс соединения, Выбор материала прокладки 6 с высоким коэффици витом трения в паре с соединяемыми деталями 1 и 2 снижает переменную составляющую внешней нагрузки, передаваемую на болт, тем самым снижает коэффициент концентрации напряжений от наличия отверстий в соединяемых деталях, что также способствует увеличению выносливости соединения, В одно-,и двухрядных соединениях для предотвращения смещения, прокладки выполнены с фиксирующими отбортовками.
Формула изобретения
1. Соединение деталей, работающих под действием сдвигающих нагрузок, содержащее расположенные рядами силовые элементы, например болты, и установленные между соединяемыми деталями прокладки, имею- щие отверстия под силовые элементы, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью Е рассредоточения зон концентрации напряжения и повышения надежности соединения, отверстия в прокладках под силовые элементы в крайних рядах и толщина последних выполнены по,соотношениям:
l5 >jd = 1,5 — 2,5, S/ = 0,05 — 0,2, где D — диаметр отверстия в прокладках под силовые элементйц
d — диаметр силового элемента;
5 — толщина прокладки.
2. Соединение деталей по и, 1> о т л ич а ю щ е е с я тем, что прокладки изготовлены из материала> коэффициент трения
М которого по материалу сопрягаемых деталей не ниже коэффициента трения материала деталей.
3. Соединение деталей.по пп. l и 2,,о тл и ч а ю щ е е с я тем, что прокладки имеют отбортовки по краям.