Устройство для моделирования прямолинейного движения автомобиля в тренажере

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Д

1 ! (61) Лооолнительное и ивт. авил-ву я 488S3$

4 (22) Заявлено 18.11.7 1(2() 20 5 61/2@ (51) !

М. Кл.

& 06 G 7/70 с присоединением заявки № (23) Приоритет—

ГкударВТВВяиьй ВВиВтВт

ВВВВТВ НВВВстУВВ СКР

li8 ДВсЛ4 МЗОВРВТВИМ

И ВТ((РЬТНК (43) О пУбликоваио 05.07.76Рюллетеиь № 25 ((53)

) (45) floss osy6assosaass ooacassa 28.09.76

УДК 681,333 (088.8) (72) Aa-,-ори

А, И. Хуперман и И. А. Бдэ нзсодетеиия (71) Заявитель (5@) Ь-СТ ОЙСТВО ДЛЯ МОД,ЕЛИРОВАНИЯ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО

ДВИЪБНИЯ АВТОМОБИЛА В ТРЕНАЖЕРЕ

Изобретение относится ",. Области электрического: (оделирования н может быть использОвало „,,ця обучения o -,дителей уттравле

Нию E.,s„nn)(né транс)-.орт-.-.—.ой машиной и (айти . ркменение в тренажтрах для подготовктл во(,тт)ълетл кол„ н .вgwД,ri гусеничных машин, е та,« хе в динао,(ичесл(их елалогах

ДЛЯ ИЗУт)ЕВИЯ ЭКСтл)ЛУНГ&)ВТ.)Н."-.. ЫХ СБОЙСтВ М

ШИН Q, g-8 ) ть J ðОт ((о ".=.н= оному авт„св„Ко - л86333 извест g но уст:,." .,:;..an для моделироволиа прамолинейНОГО д„„"„,::ÊÊ:" —;,.::„- )ла*ОМОбИЛя В трвлажЕРЕ.

7 РеЫ:, ть ел(одЕЛИронаНИГ П -")Хол(ОЛИИЕЙНОГО двтпкеы-:;:.-. ь ..у(::.нажере с:-ти)(устройством

Т(ости а(т гь.я тем„л с::::.О сонет)ьвт блоки и

M. лтЕ-тттт(Р(тД„,), т ЯРл(;Е л - от. с ВТтовт ° ЧЕИ . аГ, рнтзт(л g,т ) ""ьт т snp щц)")Ба тия хВр9К4 ЕрИСТИК

КОРОб „тт и отцатт, .ТРИЧЕтт .)ХОД тТЕт )ВОТьо 6P GKB

МОДЕт1ИГ) )Валяя ХаРахтЕРИСтИК КОРобКИ ПЕРЕДаЧ ПО)) o n ::=,;-; ВЫХОД.; () О,.,т И--НВЕЛЯ а ВЫ Щ

ХОД - " n ВТОРОМУ ВХОДУ бЛОКа СРаННЕНИЯе

ВХОД +,(nj ОГО бЛЩсЛ Мо «Е те о)етваиня ХараКтЕ о ристи,. хо")()б;(:.. передач с едрен с третьим

ВХОдр» . ттарВОТ.-; Су)тттьла(Ода а Г )Ход трЕТ)о.-::. . K::(n;-. ОМ ЛОКа СрайНЕНИЯ„, ВХОД трЕтд-„. K его блока моделирования характеристик ко робки переда подключен к выходу функциОнального преобразователя характеристик сцепления„ а выход - ко входу первого блока моделирования характеристик нагрузки, подключенлого выходом к третьему входу первого сумматора, Второй блок моделирования характеристик нагрузки подключен выходом к первому входу второго сумматора, второй вход и выход которого подсоединены соответственно к выходу фучкцпонального преобразова еля характеристик тормоза и к четвертому входу блока сравнения 11, Недостатком етого устройства является тОн Что За СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ антОМОбИЛЯ

Пр)тат(аЕтСя ОКружлая СКОрОСтЬ ВращЕНИя вед.,"н лх колеси Однако это справедливо не во всем диапазоне возможлых изменений условий дв ;ения»

Так, пал ".;;ксовании колес или их продог(ьном с. -.Ольжении (юзе) скорость ga eния автомобиля не равна окружной скорости "p- :.));åíìÿ ведуаъх колес. Таким образом, дри м;)делированин движения в определенных

УСЛ .т ":"...ТХ (На(-,РИМЕР. ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ) 520602

Устройство содержит функциональный преобразователь характеристик двигателя 1, функциональный преобразователь характеристик сцепления 2„функциональный преобразователь характеристик тормоза 3, блок дифференцировании 4, шхтегратор 5, Основной блок сравнения 6, ограничитель 7, первый 8 и второй 9 блоки моделирования внешней нагрузки, первый 10„ второй 1 1 и третий 12 блоки моделирования характеристик, первый 13 и второй

14 сумматоры, блок деления 15, блок Огра ничения и масштабирования 16, функциональный преобразовате;хь характцэистик буксования 17, блок умножения 18, дополнитель ный блок сравнения 19, блок моделирования характеристик юза 20 и бпок моделирования характеристик дороги 21.

Блок деления 15, блок ограничения и масштабирования 16, функционапьньхй ххреоб разователь х@рактерисвик- буксования 17 и блок умножения 18 соединены поспедоватегп но, Первый вход блока сравнения 19 соединен с выходом преобразователя характеристик тормоза 3. Вход блока моделирования характеристик юза 20 соединен с выходом ГОчнос Гь моделирования существенно сни жаетсяе

Цепью изобретения является повьхшение точности моделирования.

Эта цель достигается тем, что предложенное устройство содержит доххолнительный блок сравненияэ первый ВХОД KoTopoI o co8 динен с выходом функционального преобразователя характеристик тормоза, блок мо делирования характеристик юза, вход котся рого соединен с выходом дополнительного блока сравнения, а выход - с его вторым входом, блок моделирования характеристик дороги„ первый Выход которого -поди»почен к третьему входу дополнительного блока сравнения, и последовательно соединенные блок деления, блок ограничения и масшта бирования, функциональный преобразователь характеристик буксования и блок умножения, другой вход которого подк»почен к четвертому входу дополнительного блока сравнения, пятый вход которого соединен с выходом блока умножения. Вьхход блока моделирования характеристик дороги подключен к первох входу блока деления, вторим входом соединенного с третьим входом основного блока сравнении и выходом второго блока моделирования характеристик коробки передач, а четвертый вход основного блока сравнения и выход интегратора подключены к четвертому входу дополнительного блока сравнения, На чертеже изображеНО предлагаемое устройство. блока сравнении 19, а выход - с его вт. рым входом. Первый выход блока моделированы.".,: харакГеристик дороги 21 подключен к третьему входу блока сравнения 19, @ к четвергому входу которого подсоединен один из Входов блока умножения 18, своим

Выходом подкшоченного к пятому Входу блв ка сравнения 19, Вьхход блока моделироваBKB характеристик дорОги 2 1 пОдключен к

1@ первому входу блока деления 15, вторым входом соединенного с третьим входом бпс Ка сравнения 6 и Вьхходом второго блока моделирования характеристик коробки передач 11, а четвертый вход блока сравнения

6 и выход интегратора 5 подключеиыкчетвертому входу блока сравнения 19, УстройсГВО работает с JIejQ33IIIHM образом, Блоки 1-14 в совокупности моделируют окружную скорость вращения ведущих колес автомобиля U з соответствии с описанием по авт. Св, ¹ 486333.

Блок моделирования характеристик доро ги 21 имеет qea выхода, на которых формх руются напряжения О и О, пропорциона п

;щ ные дорожному козффициенту сцепления II u весу автомобили 6 Up=Kg Чх 6.;У =К„ Ч 6

Этот блок может быть реализован, например, В виде сдвоенного ступенчатого делителя

HG пряжен ияа

Имитация буксования осуществляется следующим образом. Напряжение U+ поступает на блок деления 15 в качестве делимого, На этот же блок в качестве делителя IIOCTyпает напряжение KQ с вьххода второго бло

Зв ка моделирования характеристик коробки пе редач 11. Сигнал, пропорциональный вели ххТзничивается и масштаби

К. <у. 6 руется в боке 16, ОГепень буксования зависит от соотношения величин Кбф и 5Q „, 46 зна буде Г тем Вьхше чем больше ВеличБна % «» и м нхьше ф Q причем зта завис и, И. мость нелинейная, Нозтомуб сигнал с выхс да -, oK «„,уас-,дтабировах ыя и OI у ;,хченчя подается на Вход функционального преобра45 зовы. епя харакхеристих буксования 17, ФункдионаГГная зависимость Выходного напряже

ХХИЯ РТ ВХОДНОГО СООТВЕТСТВУЕГ ИЗВЕСТНЬХМ

--=арах;Герисхххжам Нропесса буксоьанияя .хре зоразОВйтель 1 7 может быть реализован»

@ напрххмер, В виде нелинейной следящей систеххы, Напряженххе C выхода преобразовате»ГН 7, Диапазон KCTopoI О оТ нуля ро еДиницы, подается на бпо:.. умножения 18, на друх ой

В ГОД Ко» Оэ ОХ О HO1 ßê>Ð("и ПаПРЯЯЕНИЕ G ХХРОВж

5 порцххоыальное oKGy ìøoé сКоросТН Вращения вод ";щах ко". ФГ В результате напряжение «» на Выходе блока умнОжения 1 8 с оотзетсз"

Вует действите»Геной скорое Ги прямо1ппхей . ног < движения автомобиля с учетом б,fKGG

66 i И. ХTO НЯДЩЩ ;ЕХ: Ие Прн O r(: vTCTHr Я ЮЗа

520602

Формула изобретения

Имитация юза осуществляется следующим образом. Напряжение U c блока моделирова- 5 ния характеристик дороги 21 поступает на вход второго блока сравнения 19, На другой вход этого же блока 19 подается напряжение U с выхода функционального преобразователя характеристик тормоза 3, пропорциональное величине силы торможения на колех Pт Если выполняетс Xc oaaaaePт <, P ю т. е U Q< то возникает юз, При этом имитаторы физических факторов движения с помощью второго блока сравнения 1 9 отключаются от выхода блока умножения 18 и подключаются к выходу блока моделировании юза 20, который представляет собой инерционное звено с постоянной времени, соответствующей инерционным свойствам © автомобиля» В качестве начального условия на это инерционное звено через блок сравнения 19 подается напряжениеЯ,„. При ч ° возникновении юза напряжение 1Х с входе блока 20 снимается, а на имитаторы физиЧо ческих факторов движения поступает умень шающееся по экспоненте напряжение с выхода блока 20 независимо от величины на» пряжения на выходе блока 18, Предлагаемое устройство и обеспечивает

39 процесс обучении водители в сложных условиях, в том числе и таких, которые по соображениям безопасности недопустимы при непосредственном обучении на автомо биле. Кроме того, область применении устройства расширена. через второй блок сравнения подается на имитаторы физических факторов движения автомобиля.

Устройство для моделирования прямолинейного движения автомобиля в тренажере по авт, св, ¹ 486333, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью увеличения точности моделирования, оно содержит goполнительный блок сравнения, первый вход которого соединен с выходом функционального преобразователя характеристик тормоза, блок моделирования характеристик юза, вход которого соединен с выходом дополнительного блока сравнения, а выход - с его вторым входом, блок моделирования харак« теристик дороги, первый выход которого подключен к третьему входу дополнительного блока сравнения, и последовательно со диненные блок деления, блок ограничения и масштабирования, функциональный преобразователь характеристик буксовании и блок умножении, другой вход которого подключен к четвертому входу дополнительного блока сравнения, пятый вход которого соединен с выходом блока умножения; выход блока моделирования характеристик дороги подключен к первому входу блока деления, вторым входом соединенного с третьим входом основного блока сравнении и выходом второго блока моделирования характеристик коробки передач, а четвертый вход основно го блока сравнения и выход интегратора подключены к четвертому входу дополните ного блока сравнении

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 486333, М. Кл, G 06 о 77/ 7700, 1973 г.

520602

Составитель В. Сазонов

Редактор Л. Утехина Техред М. Ликович Корректор А. Гриценко

Заказ 4388/204 Тираж 864 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г, Ужгород, ул Проектнаи, 4