Устройство для управления сцеплением автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГИ" 1Р" :-" :» " - 6»" -

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сввд-вдув (22) Заявлено 13.06,74 (21) 2035389»27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.07.76. Бюллетень № 26 (45) Дата опубликования аписа.шя 04.12.78 (51) M. Кл. В 60 К 23,,02

Государствеииый комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113-578-522.(088.8) (72) Автор изобретения

Л. А. Румянцев (71) Заявитель Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

СЦЕПЛЕНИЕМ АВТОМОБИЛЯ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления сцеплением автомобиля.

Известно устройство для управления сцеплением автомобиля, содержащее серва- 5 цилиндр с поршнем,.золотниковый клалан, соединенный трубопроводом с сераоцилиндром и подключающий попеременно сервоцилиндр к источнику давления и сливу.

Однако,известные устройства и меют ма- 10 лый запас устойчивости, регулирования, а кроме того, необходимо изменять управляющее в оздействие при износе фрикционных накладок сцепления.

Цель изобретения — увеличение запаса 15 у-стойчивости регулирования и сохранения момента начала включения сцеплетсия,независимо от .износа фрииционных накладок сцепления, Цель достигается тем, что устройство 20 сна бжено тросам, расположенным внутри трубапровода и соединенным, одним концом с поршнем сервоцилиндра, а другим концом через пружину и рыча г — с золотни ковым . клапаном. 25

Пружина может быть установлена меж.ду. концом троса и рычагом или между рычагом и золотниковым клапаном. Устройство может быть снабжено дополнительной зтружиной, установленной между, корпусом.А Н И Е <>52Ц57 золотникового клавдиана и рычагом, а также пружиной, расположенной между поршнем сервоцилиндра и концом троса.

На торце золотникового клапана установлен до полнительный сервоцилиндр с подпружиненным поршнем, полость катар,ого соединена каналом с полостью золотникового клавдиана.

На фиг. 1 показана конструктивная схема привода фрикционного сцепления; на фиг. 2 - — то же, с пружиной, расположенной в сервоцилиндре; на фиг. 3 — клаланный механизм привода с пружиной,.расположенной между золотником и рычагом; на фиг.

4 — то же, с дополнительной пружиной, расположенной между, рычагом и корпусом; на фиг. 5 — то же, с дополнительным сервоцилиндро м с подпружиненным поршнем; на фиг. 6 — график изменения усилия на диафр агменной пружине фрлкционного сцепления в зависимости от износа накладок сцепления.

Устройство для управления сцеплением автомобиля (фиг. 1) содержит клапанный механизм, в корлусе 1:которого расположен ,золотниковый клапан 2, имеющий круговую проточ ку 3.

Корпус 1 клапанного механизма соединен трубопроводом 4 с источником 5 давления, например масляным насосом, и имеет

52 1157

Зо

65 крышку б, образующую с ним полость 7, соединенную с золотниковым клапаном 2 каналом 8, а с сервоцилиндром 9 — трубопроводом 10. Каналом 11 золотниковый клапан 2 связан с полость1о слива.

В лолости 7 расположен рычаг 12, пово.ротно закрепленный на оси 18, верхний конец которого упирается ia торец 14 золотникового клапана 2, а нижний конец через пружину 1á и трос 1б,;расположенный в трубопр,оводе 10, соединен с поршнем 17 сервоцилиндра 9.

Поршень,17 сервоцилендра 9 у1правляет фракционным сцеплением 18, содержащим ведущий элемент 79, наживной диск 20 и ведомый диск 21.

Сжатие .ведомого диска 21 между ведущим элеменпом 19 и нажимным диском 20 производится диафрагменной пружиHQH 22, которая связана с поршнем 17 с помощью

:вилки 28, Управление сцеплением 18 производится путем силового воздействия на носик 24 золоти.ыковопо кла пана 2.

Пружина 15 может иметь леременную жесткость.

Рычаг 12, трос 1б и пружина 1б могут ра сполага TLcH последовательно (см. фиг. 2), но пружина 1$ может находиться в сарвоцилиндре 9, а та,кже она может находиться между золотниковым клапаном 2 и рычагом

12 (с и. фиг. 3).

Устройство может быть снабжено дополнительной пружиной 2б, установленной;между,регулировочным элементом 2б и рычагом

12 (см. фиг. 4) и предназначенной,для,коррекции ста тичеакой характеристики привода.

На крыипке б можно установить дополнительный сервоцилиндр 27 с подпружинен.ным поршнем 8. в полости 29 которого, соединенной каналом 80 с золотни ковым клаланом 2 и сеу воцилиндром 9, находится торец 31 золотникавого,клавдиана 2 (см. фиг. 5).

Характеристика диафрагменной пружины 22 показана на фиг. 6, причем осевое усилие на диафрагменной пружине () = /о, 1l11e 6 — осевая деформация диафрагменной

|пру,жины.

Точка а соотгетствует осевой деформации диафрагмепной пружинны 22 при новых фрии<циокных накладках на ведомом диске

2l. Соответственно ордината ае характеризует осевое усилие Q диафрагменной пружины 22 нри новых фрикционных накладках.

Точка с соответствует деформации диафрагменной;пружины 22 при изношенных фрикционных накладках на ведомом диске

21. Соответственно сИ вЂ” осевое усилие диафрагменной прухенны 22, Отрезок ас характеризует износ фрикционных накладок ведомого диска 21 сцепления 18.

В связи с износом фрикционных накладок ведомого диска 21 на величину ас конец вилки 28 в процессе эксплуатации переместится на величину Л (фиг. 1, 2).

Привод фрикционного сцепления работает следующим образом.

В положении, изображенном на фиг. 1 и

2, сервоцилиндр 9 через трубопровод 10, ка йалы 8 и 11 соединен со сливом, а фрикциюнное сцепление 18 полностью включено.

При приложении к носику 24 управляющего воздействия в .виде осевой силы золютни ковый клапан 2,перемещается вправо, прерывая связь каналов 8 и 11, При увеличении силы, прилагаемой к носику 24, проточка 8 золотникового клапана 2 начинает соединять сервоцилиндр 9 с источником 5.

Давление в сар воцилиндре 9 повышается, что приводит к перемещению, вправо поршня 17, который выключает сцепление.

Регулирование управлением сцепления

18 осуществляется за счет отрицательной обратной связи по давлению в полости 7, соединенной с сервоцилиндром 9, которое воздействует на торец 14,золютни кового клапана 2.

Вторая отрицательная обратная связь получается путем перемещения поршня 17, что приводит:к увеличению силы действия пружины 15, также воздействующей через рычаг 12 на золотноко;вый клапан 2, в ту же сторону, что и сила, получаемая от давления,в полости 7.

Эти обратные связи, действующие на золотниксвый класная 2 в виде сил, являются отрицательными, т. к. суммарное усилие от них направлено навстречу управляющей силе, приложен ной к носику 24.

Благодаря этим связям, действующим на золотниковый клапан 2, осуществляется устойчивое регулирование процесса .включения и;выключения сцепления 18 п|ри изменении величины управляющего усилия на носишке 24 золотнико|вого клапана 2, .несмотря на наличие отрицательной жесткости диафрагменной пружины 22 (фиг. 6, участок

de) .

При определенном управляющем воздействии, прилагаемом в,виде силы на носик

24, при но вом ведомом диске 21 сцепление

l8 не будет передавать крутящий момент трения, если в сервоцилиндре 9 будет созда в аться,из бьгточное давление, KDMIIIeíñèрующее силу диафрагменной пружины 22.

При износе фрикционных накладок ведомого диска 21 сцеплен,ия 18, оно .будет находиться,в вы(кл1оченном состоянии,при меньшей деформации пружины 1о, а следовательно при уменьшенной величине отрицательной обратной связи по ходу поршня

17. Это будет автоматически вызывать увеличение давления в сервоцилин дре 9, что и необходимо для компенсации большого усилия dc на диафрагменной пружине 22.

521157

В связи с тем, что участок de характеристики диафрапменной аружины 22 являетея нелинейным, наиболее полную, компенсацию можно получить, используя пружину l5 с леременной жесткостью.

При вращении рвгулировочного элемента 2б происходит изменение усилия дололнительной пружины 25, благодаря чему возможно изменение управляющего усилия, лотребного для начала работы привода.

В схеме на фиг. 5 благодаря узкому каналу 80 и подпружиненному 28 в переходных режимах улравления сцеплением изменение давления в полости 29 дополнительното сервоцилиндра 27 будет отстаивать от изменения давления в поло сти сервоцилиндра 9, что приводит к увеличению быстродействия пр,ивода.

Предлагаемое изобретение позволяет автоматизировать работу фрикционных сцеплений с диафрагменными пружинами, и, что самое главное, позволяет создавать автоматические сцепления,и сервоприводы с цепления, характеристики которых не изменяются с износом фрикционных накладок ведомого диска сцепления.

Наиболее целесообр,азно,предлагаемый привод использовать в гидравлическом исполнении, т. к. в этом случае обеспечивается высокое быстродействие привода и хорошая смазка его элементов, включая трос.

Ф о р мул а,из о бр етелия

1. Устройство для управления сцеплением а втомо биля, содержащее сервоцилиндр с поршнем, золотниковый клапан, соединенный трубопроводом с сервоцплиндром:и подключающий попеременно сервоцилиндр к источнику давления и сливу, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью увеличения заласа устойчивости,регулирования и сохранения момента, начала включения сцепления независимо от износа фрикционных накладок сцепления, оно снабжено тросом, расположенным внутри трубопровода и соеди1Б ненным одним концом с поршнем сервоцилиндра, а другим концом через пружину и рычаг — с .золотниковым клапаном.

2. Устройство по п. 1, о тл,и ч ающеес я тем, что пружина установлена между

20 концом троса и,рычагом.

3. Устройство по п. 1, отл и ч а юще ес я тем, что пружина установлена между рычаго м и золотниковым клапаном.

4. Устройство по п, 1, о тли ч а ю ще е25 ся тем, что оно снабжено дополнительной пружиной, установленной .между корпусом золотнико вого клапана .и рычагом.

5. Устройство по п. 1, о тл и ч а ю щ е ес я тем, что на торце золотникового клапа30 на установлен дополнительный сервоцилиндр с подпружиненным лоршном, полость которого соединена каналом с полостью золотникового,кла пана.

521157

Фиг.б

Редактор Е. Месропова

Заказ 897/1499 Изд. № 316 Тираж 859 Подписное

НПО Государственного комитета СССР пе делам изобретений и открытий

Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» и кг

Составитель Т. Васильева

Техред Е. Митрофанова Корректор И. Симкина