Храповая муфта свободного хода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

< ЦФ МЧтн сС1(Л%

Йф лмотеиа Щ А

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскми

Соцмапистимескии

Республик (»)521412 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено17.10.7 4 (21) 2068325/27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет(43) Опубликовано15.07.76.Бюллетень № 26 (45) Дата опубликования описания 21.08.76 (51) М. Кл.

F 163 41/06

Гасударственный комитет

Фоаата Министров СССР вв делам изобретений н открытий (53) УДК 621 825 5 (088.8) (72) Авторы изобретения B, C. Чекмазов и иностранец Станислав Грушка (НСС >) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (71) Заявитель (54) ХРАПОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна храповая муфта свободного хода,,содержащая установленные в корпусе ведомый храповик, ведущий храповик, втулку, связанную с внутренней поверхностью ведушегохраповика, и сухари, контактируюшие с наружной

,поверхностью ведущего храповика и подпружиненные в сторону втулки..

В известной муфте наружная поверхность 1О

;ведущего храповика выполнена конусной, а сухари подпружинены браслетной пружиной, .что ведет к повышенному износу зубьевхраповиков из-за противодействия пружины, при низких частотах вращения обгон сопровожда- 15 ется повышенным шумом.

Для повышения идентичности работы, снижения шума и уменьшения габаритов муфты в предлагаемой муфте корпус выполнен с радиальными пазами, подпружиненные су-хари ЯО установлены в пазах, а наружная поверхность ведущего храповика выполнена цилиндрической.

Такое выполнение муфты позволяет использовать для разъединения не центробеж- 25,.ные силы, а момент трения, возникающий в местах контакта сухарей с ведущим храповиком.

На фиг. 1 показана предлагаемая муфта, общий вид, На фиг. 2 — то же, частичный поперечный разрез по А-А на фиг. 1.

Храповая муфта свободного хода содержит ведущий l и ведомый 2 храповики. Ведуший храповик 1 установлен на винтовых .шлицах 3 ведущей шлицевой втулки 4. Ведомый храповик 2 связан с шестерней 5 привода стартера посредством прямых шлицов 6 и с корпусом 7 муфты через упругое кольцо 8 демпфера. Ведомый храцовик 2, упругое кольцо 8 и корпус 7 закреплены на хвостовике шестерни 9 стопорным кольцом 10.

Ведущая шлицевая втулка 4 удерживается внутри корпуса 7 муфты посредством зубчатой шайбы 1 1. Зубцы 1 2 шайбы 1 1 входят в сквозную часть пазов 13 и удерживаются в них стогорным кольцом 14. Сверху корпуса 7 муфты установлено кольцо 15. Это кольцо, перекрывая пазы 13, образуетгнезца. в которых установлены сухари 16. Пру521

<ины 17, установленные в эти же гнезда, (рижимают сухари 16 к наружной пилиндри еской поверхности 18 ведущего храпови;а 1, создавая в точках контакта момент рения, управляющий положением ведущего сраповика.

Храповая муфта работает следующим образом.

При включении стартера привод при помо-. щи рычага перемещается в зацепление с зуб- чатым венцом запускаемого двигателя (ры4 чаг и зубчатый венец на чертеже не показаны). После зацепления шестерни начинает вращаться вал стартера, а вместе с ним и ведущая шлицевая втулка 4 муфты. Крутящий момент передается с ведущей шлицевой втулки 4 через винтовые шпицы 3 на ведущий храповик 1, с него на ведомый храповик 2 и далее через шлицы 6 на шестерню 5. Так как ведущий храповик 1 сопрям(ен с ведущей шлицевой втулкой 4 винтовыми шлицами 3, то при подаче крутящего момента он за счет осевых сил, возникающих в этом соединении, будет стремиться сойти со шлицов, воздействуя при этом на упругоеколесо демпфера и стремясь сжать его. Таким образом снижаются ударные нагрузки на детали привода и храповой муфте, возникающие в процессе работы стартера. При вращении привода сухари 16 пружинами 17 прижимаются к наружной цилиндрической поверхности 18 ведущего храповика 1. После запуска двигателя шестерня 5 стартера и связанные с ней детали — ведомый храцовик, корпус и другие начинают вращаться с большеи скоростью, чем вал стартера и связанный с ниь. через ведущую шлицевую втулку ведушийхра» повик...,.

При этом силы трения между сухарями 16 и наружной цилиндрической поверхностью 18 ведущего храповика 1 выводят ведущий храповик 1 иэ зацепления с ведомым храповиком 2, перемещая его влево до упора в буртик ведущей шлицевой втулки 4. Таким образом, достигается устранение шума зубьев храп аповиков и их износ во время работы хра412. новой муфты в режиме обгона. В случае прекрашения двигателем самостоятельной работы скорости храповиков уравниваются вначале, а затем скорость вращения ведущего храповика 1 с-.ановится больше скорости ведо мого храповика 2. При этом силы трения сухарей 16 о наружную цилиндрическую поверхность 18 ведущего храповика изменяют свое направление и обеспечивают соединение храповиков. В случае же устойчивого запуска

3© двигателя, при достижении шестернеи 5 и связанных с ней деталей /корпуса 7, сухарей 16 и пружин 17/ достаточно высоких оборотов порядка 7000-9000 об/мин (что соответствует устойчивым оборотам работы двигателя внутреннего сгорания 500-7 00 об/мин) центробежные силы, воздействующие на сухари 16„отжимают их от наружной цилиндрической поверхности 18 ведущего храповика.

Тем самым устраняется износ деталей муфты при ее работе в режиме обгона. В случае применения храповой муфты для других целей подбирают массу сухаря 16 и усилие пружины 17 таким образом, чтобы управля ющий момент трения прекращал свое дейст ® вие на ведущий храповик 1 при необходимых, заранее заданных оборотах ведомого храповика 2.

Формула изо бретения

Храповая муфта свободного хода, содержащая установленные в корпусе ведомый храповик, ведущий храповик, втулку, связанную

® с внутренней поверхностью ведущего храповика, и сухари, контактирующие с наружной поверхностью ведущего храповика и подпружиненные в сторону втулки, о т л и ч а юш а я с я тем, что, с целью повышения

® надежности работы снижения шума и уменьl щения габаритов муфты, корпус выполнен с радиальными пазами, подпружиненные сухари установлены в пазах, а наружная поверхность ведущего храповика выполнена цилиндричес сой.

521412

1/ 12 А у

17 7б

Фиг. 2

Подписное

Заказ 3637/522 Тираж 1131.

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель М. Крючков

Редактор П. Василькова ТехредА, Демьянова Корректор А. Гриценко