Катушка жесткой двухслойной обмотки статора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЙПЛЬСТбУ
Сотоз Соеетсмии
Соцмаямстммесмни
Рес убпмм (11) 521633 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 08.06.73(21) 1926672/07 (51) M. Кл.о
Н 02 К 3/04 с присоединением заявки №
Гвоудорствеиимй «омитет
Совета те«и«строе СССР ио делам изобретен«й и открытки (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.07.76.Бюллетень № 26 (45) Дата опубликования описания 15.09.76 (53) УДМ621.313 ,045. 5(088.8) Б. И. Кузнецов, B. А. Левицкий и М. В. Антонов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КАТУШКА ЖЕСТКОЙ ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ
CTATOPA
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Известна катушка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная из прямоугольного провода и состоящая из прямолинейных пазовых частей и сопряженных с ними изогнутых лобовых частей 111. Недостатком такой катушки является большой вылет лобовой части.
Для сокрашения вылета лобовой части . тО и расхода материалов в предлагаемой катушке лобовая часть выполнена так, что ее средняя линия расположена по спирали на поверхности, образованной вращением овала, большая ось которого образует с осью р машины острый угол, вокруг оси машины, причем поперечное сечение катушки плавно новевнуто вокруг средней линии на ут ол
180 + с, где d - угол между паэамн.
На фиг. 1 изображена описываемая.. катушка в трех проекциях; на фиг. 2 - расположение катушки -относительно сердечника статора; на фиг. Э - эскиз тела вращения и расположение на нем средней линии лобо- 25
2 вой части; на фиг. 4 - развертка средней линии лобовой части.
Одной иэ особейностей обмотки иэ жеат ких катушек с овально-винтовой лобовой частью является то, что величина воздушно го промежутка между плечами соседних иэо» лированных катушек уменьшается по мере перехода от торца сердечника, где он равен ширине зубца, к торцу лобовой части обмотки, где он принимает размер, близкий к нулю, т, е. катушки в этом месте налегают друг на друга и образуют после уклад ки всей обмотки в статорный сердечник сплошное кольцо, которое после пропитки готовой обмотки в современных термореактивных отверждающихся составах, например, типа "Монолит" (разработка ВЭИ), обеспе- чивает лобовой части повышенную механическую устойчивость -против усилий, воэникакпцих в неустановившпхся режимах эксплуатации машины.
Величина аксиального вылета лобовой части жесткой катушки онально-винтовой обмотки и длина ее средней линии зависят, как и в известной конструкции жесткой ка.м
52«633
3 тушки, от соотношения между шириной паза и пазовым делением, от вели }ины воздушного промежутка между изолированными катушками в лобовой части, глубины паза и шага обмотки по паэам.
Ь
Для определения аналитических зависимостей между размерами лобовой части катушки овально-винтовой обмотки и указанными величинами целесообразно аналогично тому, как это делается для установления этих зависимостей у обмоток известной конструкции, рассматривать лобовую часть катушки как проекцию ее на поверхность цилиндра, ось которого совпадает с осью вра}пения машины, а диаметр проходит по середине высоты пазов без клиновой ч асти
1 для упрошения аналитических выражений цилиндр развертывается в плоскость. При таком рассмотрении геометрическая фоома сред . и } нии овально-винтовой лобовой части 4. 20 катушки имеет вид, изображенный на фиг, В соответствии с этим формулы для определения размеров высоты лобовой части катушки и длины ее средней линии с достаточным для практики приближением имеют вид: длина вылета лобовой части катушки, мм
««=У+ba g, +С; длина средней линии лобовой части катушки, мм
g, +Q +t +C, +hcL„ р R ил где И вЂ” прямолинейный вылет катушки обмотки иэ сердечника статора, мм;
= 25 мм для обмоток па напряжечия до 660 В;
Р = 40 мм для обмотки па напряжение
6000 В;
b0 - дополнительный прямолинейный вылет катушки иэ сердечника статора, учитывающий положение центра дуги радиуса К, ьа a+ +St@ g - В
0,— расстояние or конца прямолинейной части «атушхи до точки пересечения сред4Ь ней линии прямоугольной части со средней линией прямол}}нейного плеча развертки лобовой части катушки, мм
90-g о Fag
60 - радиус эвкругдения средней линии катушки при переходе ау цаэовой части к прямолинейному плечу развертки лобовой части квтущк}}, мм — ширина ф - ширина бовой части, принимается паза в штамп}э, мм; изолированной катушки в ломм; О ы(} }}Î
4 - угол между прямолинейным плечом развертки лобовой части катушки и плоскостью торца сердечника статора, градусы; в
Sitl }
111 - среднее расстояние между иэолирос}} ванными катушками в прямолинейном плече развертки лобовой части, мм;
1п 3 5 мм для обмоток нв напряжения
С }} до660 В;
5 мм для обмотки на напряжение
СР
6000 В;
- пазовое деление, мм ((в,+ь +ь ) ф, $
1 7 где 9 - внутренний диаметр сердечника
j статора, мм;
- высота паза в штампе, мм; — высота паза, не занятая обмоткой пк (в клиновой части), мм;
Ъ = 5 5 мм для обмоток на напряжения
}L а до 660 В;
= 8 0 мм для обмотки на напряжение к s
6000 В;
Й вЂ” число пазов статора;
Я вЂ” радиус окружности средней линии развертки, сопрягающейся с ее прямолинейным плечом, образуюшей торец лобовой части обмотки и сопрягаюшейся с прямолинейной пазовой частью катушки, мм
90-f 90- f
RQ5 j у . О, 115(4,5- у )1 Вц )tg
 — расстояние между осями йаэов статора, занятых катушкой по развертке цилиндра, проходяшего по середине части пазов, занятых непосредственно обмоткой, мм
) .у
g — шаг обмотки по паэам;
C — половина высоты изолированной катушки в лобовой части, мм
Ип — Ьк
Ф
6 — длина дуги радиуса г, соответству2 ющая углу (90 — ), мм
Kr (9O-ó), 4.80
6 — длина дуги радиуса К, соответствуо ющая углу (90 + f ), мм
ЯR(90+ f)
R geo
6 — длина прямолинейного плеча развертил ки лобовой части катушки, мм — — — В
Ь . (+5itlg
d» цл сОф "1 co 5
Выполнение жестких катушек двухслойной обмотки статорв в виде катушек с оввльновинтовой лобовой частью обеспечивает уменьшение аксиального вылета лобовых частей обмотки и длины средней линии лобовой
521633 дои//ик ф И1Щф уел.и
/рии(е//ж
ЖЮ/4Ф/
Фиг.1. части. Это достигается в результате применения ««лавного.изгиба лобовой части и устранения переходной петли, а также в результате присушего спиральной форме постепви
«юго уменьшения воздушного промежутка между катушками в лобовой части по мере перехода от торца сердечника к торцу лобовой части, Этот промежуток равен ширине зубца при выходе катушек из сердечника я практически нулю в торце лобовой части.
Расчетное сравнение размеров лобовых частей жестких катушек овально-винтовой и обычной форм применительно к асинхронным двигателям свыше 100 квт на номинальные напряжения до 660В и частоты вращения 500 - ЗООО об/мин показывает, что акснальный вылет лобовой части обмотки уменьшается в среднем на 18-20%, а длина средней линии лобовой части — на
8-10%. Уменьшению длины средней линии соответствует экономия меди в лобовой час ти и уменьшение электрических потерь в ней, а уменьшению вылета лобовых частей уменьшение аксиальных габаритов машины
6 и ее массы с соответствующей экономией конструкционных материалов.
Формула изобретения б
Катушка жесткой двухслойной обмотки статора, выполненная иэ прямоугольного провода, состоящая из прямолинейных па-" зовых частей и сопряженных с ними изог© нутых лобовых частей, отличающаяся тем, что, с целью сокрашения выле-, та лобовой части и расхода материалов, лобовая часть выполнена так, что ее средняя линия расположена по спирали на not6 верхности, образованной вращением овала, большая ось которого образует с осью ма,шины острый угол, вокруг оси машины, причем поперечное сечение катушки плавно повевнуто вокруг средней линии на угол
180 +4, где 0 . — угол между пазамч.
Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе:
1. Проектирование электрических машин, под ред. Сергеева П. С., изд. "Энергия, 1 969.
521633
Торвц лобово усчми рАюим ларс
ЯгаВ
Составитель 3. Горник
Реажтрр А,. Пейсоченко, Техред Г. Родик, Корректор М. Руснак
Филиал ППП Патент". г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ фЗО7/518 Тираж 882 Подписное
ИНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5