Способ управления судовой паротурбиной установки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

пщ 522332

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.10,74 (21) 2068752/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.07,76. Бюллетень № 27 (45) Дата опубликования описания 11.09.78 (51) М. Кл.

F 01Р 17/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.125-546 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения . С. Б. Аксельрод, М, И. Волосов, В. А. Иванов, М. Э. Гольдберг, О. Б. Румянцев, А, И. Козлов, М. Я. Леках, Ю, А. Брауде, А. Я. Нагибин и Г. М. Хазан (71) Заявитель (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ

СУДОВОЙ ПАРОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ

Изобретение относится к средствам автоматизации судовых паротурбинных установок.

Известны способы управления судовой паротурбинной установкой при отклонении 5 частоты вращения гребного винта и при маневрировании путем изменения давления пара за котлом и положения клапанов турбины. Эти способы предусматривают поддержание постоянного давления и измене- 10 ние положения клапанов при отклонении частоты вращения гребного винта в области номинального режима, что недостаточно экономично.

Цель изобретения — повышение эконо- 15 мичности установки. Для этого изменяют давление пара и поддерживают полностью открытыми клапаны при отклонении частоты вращения в области номинального режима, а при маневрировании изменяют по- 20 ложение клапанов и давление пара, ограничивая его минимальное значение нижним пределом изменения давления в области номинального режима.

Поскольку большую часть эксплуатаци- 25 онного времени судовая паротурбинная установка работает в области номинального режима, а применение предложенного способа позволяет повысить экономичность установки на таких режимах, причем не ухуд- 30 ша ется экономичность и снижение режимов нагрузки, экономичность всей установки за эксплуатационный период также повышается. В то же время обеспечиваются и высокие маневренные качества установки, так как изменением положения клапана может быть осуществлен аварийный стопманевр в море с необходимой скоростью, а полный задний ход может быть обеспечен и при сниженном давлении пара.

На чертеже показана схема системы управления паротурбинной установкой, работающей по предложенному способу, и приняты следующие обозначения: 1 — задатчик режима, 2 — регулятор давления пара за котлом, 3 — датчик положения маневрового клапана переднего хода, 4 — маневровый клапан переднего хода, 5 и 6— турбины переднего и заднего хода, 7 датчик частоты вращения гребного винта, 8 — маневровый клапан заднего хода, 9— блок управления маневровыми клапанами.

Система имеет два контура регулирования, работающих по каскадному принципу, — контур регулирования частоты вращения гребного винта и контур корректировки настройки регулятора давления за котлом. Контур регулирования частоты вращения работает следующим образом.

При изменении положения задатчика ре522332

Составитель А. Калашников

Техред В. Рыбакова Корректор В. Петрова

Редактор Е. Кравцова

Заказ 1925/6 Изд. № 329 Тираж 746 Подписное

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапчнова, 2 з жима 1 на входе блока 9 управления маневровыми клапанами возникает разность величин сигналов",пропорциональных заданной и действительной частотам вращения гребного винта. Сигнал рассогласования преобразуется в блоке 9 в управляющий сигнал на перемещение маневрового клапана переднего 4 и заднего 8 хода до тех пор, пока сигнал датчика частоты вращения не уравновесит сигнал задатчика 1.

Аналогично этот контур работает и при изменении нагрузки винта (например при изменении сопротивления корпуса судна) при постоянном положении задатчика режима 1.

При начале прикрытия маневрового клапана 4 переднего хода вступает в работу контур корректировки настройки регулятора давления пара за котлом, понижая это давление. Указанный контур целесообразно выполнять медленно действующим, чтобы его постоянная времени была примерно на порядок выше, чем постоянная времени контура регулирования частоты вращения гребного вала. При понижении давления пара за котлом контур регулирования частоты вращения при данном положении задатчика режимов отработает команду на открытие маневрового клапана из-за понижения частоты вращения гребного винта. В результате в диапазоне нагрузок, в котором осуществляется корректировка настройки регулятора давления пара за котлом, маневровый клапан будет открыт полностью с точностью до статической ошибки контура корректировки. При дальнейшем уменьшении нагрузки ниже, например, 75% номинальной работает только контур регулирования частоты вращения, а давление пара за котлом соответствует указанной на10 грузке 75 /о. Контур регулирования частоты вращения является основным и работает во всем диапазоне нагрузок, а контур корректировки работает лишь в заданном диапазоне вблизи номинального режима.

Формула изобретения

Способ управления судовой паротурбинной установкой при отклонении частоты вращения гребного винта и при маневриро20 ванин путем изменения давления пара за котлом и положения клапанов турбины, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности установки, изменяют давление пара и поддерживают пол25 постыл открытыми клапаны при отклонении частоты вращения в области номинального режима, а при маневрировании изменяют положение клапанов и давление пара, ограничивая его минимальное значение

30 нижним пределом изменения давления в области номинального режима.