Усилитель крутящего момента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
QllMCAHHE
ИЗОБРЕТЕНИЯ и1 5232I9
Союэ Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.07.74 (21) 2040542/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.07.76. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 09.08.76 (51) М. Кл.- F 16Н 31/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.8.03 (088.8) по делам нэобретеннй и открытий (72) Автор изобретения
В. А. Юргенсон (71) Заявитель (54) УСИЛИТЕЛЬ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА
Изобретение относится к устройствам, с помощью которых изменяется крутящий момент вала отбора мощности силовых установок, включающих тепловую машину (двигатель внутреннего сгорания), работающую в импульсном режиме, и может найти применение в моторостроении и различных отраслях машиностроения.
Известны устройства, содержащие коробки отбора мощности, представляющие собой систему шестерен, связывающую вал отбора мощности с коленчатым валом двигателя и позволяющую увеличить крутящий момент первого ценой уменьшения его оборотов по отношению к скорости вращения коленчатого вала (1).
Однако увеличение передаточного числа требует уменьшения величины максимальных оборотов во избежание износа и поломки коробки.
Кроме того, эти устройства допускают лишь ступенчатое изменение величины крутящего момента.
Известен также усилитель крутящего момента, содержащий вал отбора мощности, коленчатый вал и соединяющую их механическую передачу (2), Одна ко этот усилитель не усиливает крутящий момент, а передает его без изменения, т, е. является обычным устройством для передачи крутящего момента без изменения его величины.
Цель изобретения †плавн изменение крутящего момента при постоянных оборотах коленчатого вала, а также упрощение конструкции усилителя.
Это достигается тем, что механическая передача выполнена в виде шарнирно соединенного с коленчатым валом упорного поворот10 ного диска, жестко закрепленного на валу отбора мощности маховика, имеющего радиальные пазы, и шаряирно установленного на коленчатом валу между диском и маховиком поводка, один конец которого взаимодейству15 ет с диском, а другой — с пазом маховика, причем конец поводка, взаимодействующего с диском, может быть выполнен в виде тела качения, например ролика.
20 На чертеже схематически показан предлагаемый усилитель.
У силитель содержит вал отбора мощности
1, с укрепленным на нем маховиком 2. В радиальный паз 3 маховика входит конец 4 по25 водка 5. Поводок 5 может вращаться на оси
6. Ось 6 перпендикулярна к коленчатому валу 7 двигателя и закреплена в подшипниках вилки 8, укрепленной на конце коленчатого вала 7. Коленчатый вал обхватывается втулЗО кой 9, на которой укреплен поворотный упор523219
50 ный диск 10. С диском 10 контактирует ролик
ll поводка 5.
1 аким Образом поводок 5 мОжет пОВОрачиваться в двух плоскостях: в плоскости, совпадающей с осью коленвала, кривошип вращается вокруг оси, а при вращении коленвала поводок вращается (вместе с последним) в перпендикулярной к Валу плоскости.
Диск 10 можно поворачивать вокруг оси, перпендикулярной к коленва1у, с помощью независимого внешнего привода, и положение диска может фиксироваться. 11ривод на чертеже не показан.
Работает усилитель следующим образом.
Вал отбора мощности смещен относительно коленвала (дезаксиален) таким ооразом, что при рабочем повороте последнего (активныи поворот, соответствующий раоочему ходу) вал отоора мощности поворачивается на меньший угол. Это ооеспечивается тем, что конец поВодка, следуя наклону диска, перемещается в пазу маховика и в течение раоочего поворота коленвала описывает дугу меньшей длины.
11ри этом, очевидно, скорость вращения маховика (в течение рабочего хода двигателя) меньше, чем скорость поворота коленчатого вала. После рабочего хода скорость вращения коленвала замедлена, так как она определяется медленно вращающимся маховиком. B целом, при данном положении упорного диска, усилитель уменьшает обороты двигателя, если подача топлива задана.
Чтобы сравнивать крутящий момент двигателя с усилителем и без него, необходимо равенство оборотов в том и другом случае. 1ак как число оборотов двигателя с усилителем меньше, то для достижения прежних, заданных оборотов надо увеличить подачу топлива в цилиндры двигателя, работающего с усилителем. При этом вал двигателя с усилителем развивает те же обороты, что и без усилителя, но в цилиндрах двигателя сгорает больше топлива, т. е. крутящий момент вала отбора . мощности усилен за счет увеличения мощности двигателя без увеличения числа его оборотов.
Замедление вращения коленчатого вала зависит от положения упорного диска. При этом можно выбрать такое положение, когда средние скорости вращения коленвала И àà la Ot бора мощности одинаковы. Это соответствует
«прямой передаче», и усиление крятящего момента при этом происходит обычным образом — прямым увеличением числа оборотов двигателя.
При положении диска, при котором угол.поворота маховика больше, чем активный пово. рот коленвала, происходит ослабление крутя10 щего момента (при одновременном увеличении оборотов двигателя), так как вал отбора мощности вращается с большей скоростью, чем коленчатый вал двигателя.
В целом, предлагаемый усилитель позволя15 ет, п ри заданных оборотах, плавно менять мощность и крутящий момент двигателя, и, кроме того, при максимальной подачесинхронно и плавно изменять крутящий момент и обороты двигателя в широком интервале зна20 чений.
Формула изобретения
1. Усилитель крутящего момента, содержащий вал отбора мощности, коленчатый вал и соединяющую их механическую передачу отличающийся тем, что, с целью плавного изменения крутящего момента при постоянных оборотах коленчатого вала и упрощения конструкции, механическая передача выполнена в виде шарнирно соединенного с коленчатым валом упорного поворотного диска, жестко закрепленного на валу отбора мощности маховика, имеющего радиальные пазы, и шарнирно установленного на коленчатом валу между диском и маховиком поводка, один конец которого взаимодействует с диском, а,другой— с пазом маховика.
2. Усилитель по п. 1, о т л и ч а ю,шийся тем, что конец поводка, взаимодействующего с диском, выполнен в гиде тела качения, например ролика.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: (1) Б. С. Э. II издание, 1953, т. 23, с. 29. (2) Авт. св. Хо 304385, F 16H 31/00, 25,05.71 (прототип), 523219
Составнтель А. Верховский
Техред А. Камышникова
Корректор О. Тюрина
Редактор О. Юркова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1695/15 Изд. № 1492 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5