Узел трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ii) 523240

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.10.73 (21) 1971358/08 (51) М. Кл.а F 16N 15/00 с присоединением заявки № 1980954/08

Государственный комитет

Совета Иинистров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.07.76. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 06.08.76 (53) УДК 62-722.9 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. Г. Павлов, Ю. Н. Дроздов, Ю, Н. Николашев, Ю. И. Зайцев, В. П. Серговский и В. В. Трушин (71) Заявитель Государственный научно-исследовательский институт машиноведения (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, занимающейся обеспечением работоспособности узлов сухого трения, функционирующих в механизмах вакуумной, электровакуумной, металлургической, пищевой промышленности.

Известно устройство для подачи смазки в зону зацепления зубчатых колес, в котором с одним из рабочих колес находится в зацеплении вспомогательная шестерня, выполненная из композиционного материала, включающего твердую смазку. Твердая смазка с поверхности вспомогательной шестерни переносится на поверхность зуба рабочего колеса и увлекается в зону контакта. Регулирование подачи смазки осуществляется за счет изменения усилия прижима вспомогательной шестерни к рабочему колесу.

Однако необходимость дополнительной шестерни, а также рычажно-пружинного механизма прижима увеличивает вес и габариты устройства. Кроме того, в ротапринтной шестерне трудно разместить значительное количество твердой смазки, а следовательно, получить большие ресурсы работы узла, а также при больших окружных скоростях смазка не удерживается на поверхности рабочих колес и выбрасывается центробежными силами, не попадая в зону зацепления.

Целью изобретения является повышение надежности работы узла трения, а также уменьшение его габаритов и веса.

Это достигается тем, что средство для по5 дачи смазки выполнено в виде магнитного контура, состоящего из выполненной из магнитоактивных материалов пары трения и магнитного возбудителя, например электромагнита, а в качестве смазывающего средства применена магнитоактивная порошкообразная смазка, размещенная в картере немагнитного корпуса.

Кроме того, для обеспечения регулирования подачи смазки электромагнит снабжен

15 средствами для регулирования напряженности его магнитного поля.

На чертеже схематично показан узел трения.

Узел трения выполнен в виде магнитного

20 контура, состоящего из зубчатых колес 1 и 2, изготовленных из магнитоактивных материалов, и электромагнита 3. Зубчатые колеса размещены в герметичном картере 4, выполненном из немагнитного материала, на дне кото25 рого размещается магнитоактивная порошкообразная смазка 5.

Система регулирования напряженности магнитного поля включает источник питания 6, регистрирующий прибор 7, реостат 8, выклю30 чатель 9.

5Я3240

Формула изобретения

Составитель А. Ильина

Редактор Т. Пилипенко Техред А. Камышникова Корректор Л. Денискина

Заказ 1694/14 Изд. № 1523 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Подача смазки на поверхности трения обеспечивается следующим образом.

Электромагнит 3 закрепляется на расстоянии до 3 — 4 мм от поверхности выступов зубьев колес, магнитоактивная смазка 5 размещается около поверхности зубьев на расстоянии

3 — 4 мм, картер 4 герметичен и препятствует разбрасыванию смазки при работе узла.

Стрелками указано направление подачи смазки 5 из картера 4 на зубчатые колеса 1 и 2, Магнитоактивная смазка 5, состоящая, например, из Мо$а-80% и ферромагнитного железа 20%, взаимодействуя с магнитным полем зубчатого колеса 2, которое в нем наводится электромагнитом 3, подается на поверхность трения зубьев и затем при вращении колес 1 и 2 в зону их контакта, обеспечивая разделение поверхностей смазкой.

Количество смазки 5 ограничивается лишь размерами картера. Отсутствие довольно сложного ротапринтного механизма смазки упрощает устройство, уменьшает число трущихся элементов и сокращает его габариты.

1. Узел трения, в корпусе которого расположено средство для подачи сухой смазки на пару трения, например зубчатую, отлич а юшийся тем, что, с целью повышения надеж10 ности смазывания пары трения и уменьшения габаритов узла трения, средство для подачи смазки выполнено в виде магнитного контура, состоящего из выполненной из магнитоактивных материалов пары трения и магнитного

15 возбудителя, например электромагнита, а в качестве смазывающего средства применена магнитоактивная порошкообразная смазка, размещенная в картере немагнитного корпуса.

2. Узел трения по п. 1, отличающий ся

20 тем. что, с целью регулирования подачи смазки, упомянутый электромагнит снабжен средствами для регулирования напряженности его магнитного поля.