Устройство для измерения температуры двигателя электробура
Иллюстрации
Показать всеРеферат
"-н н
САЧЙ!
П1 523307
Союз Советских
Социалистических
Республик вт. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
- Ф
, Щъ ! l/Гг= --(61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.02.75 (21) 2107903, !О (51) М. Кл. - б 01$ 7, !6! с прнсоединением заявки № (23,, Лриоритет
Опубликовано 30.07.76, Бюллетень № 28, Дата опубликования описания 02.08.76
Государствекиый комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 536.53! (088.8) (72) Авторы изобретения
K. A. Алескеров, Г. А. Мехтиев, М. М. Расулов и Я. С. Рубин
Азербайджанский научно-исследовательский институт энергетики им. И. Г. Есьмана (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ
ДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОБУРА
Изобретение относится к области контактной термометрии, например, измерения температуры двигателя электробура, эксплуатирующегося на большой глубине в нефтяной скважине. 5
Известно устройство для измерения температуры в буровых скважинах, содержащее термометр сопротивления, источник питания схемы, измерительный прибор, соединительные провода (1). !О
Однако в таком устройстве электрическая связь между термометром сопротивления и измерительной частью устройства осуществляется с помощью автономной линии.
Известно также устройство для дистанцион- 15 ного измерения температуры корпуса электродвигателя (2), которое является наиболее бл..эким к данному изобретению, содержащее питающий двигатель, трехфазный кабель, силовой контактор в цепи питания двигателя, 20 источник питания схемы, термистор, вмонтированный в корпус двигателя.
Измерение температуры и питание электродвигателя осуществляется но отдельным линиям связи. В случае органического диаметра 25 нефтяной скважины прокладка двух линий связи представляет большие трудности, так как связана со спуском специальных соединительных проводов к двигателю, длина которых может составлять несколько километров. 30
Цель изооретения — уменьшение количества соединительных проводов.
Это достигается тем, что в предлагаемое устройство дополнительно введены тиристорный ключ, коммутирующий тиристор, индуктивность и управляемый контакт, причем тиристорный ключ включен в рассечку средней фазы двигателя, подключенной через управляемый контакт и измерительный прибор к минусовому выходу источника питания схемы, подсоединенного плюсовым выходом к боковой фазе. между которой и входом тиристорного ключа включена цепочка из последовательно соединенных термистора и коммутирующего тиристора, в цепь ч правления которого включена индуктивность.
Устройство изображено на чертеже, где:
1 — силовой контактор в цепи питания двигателя, 2 — — трехфазный кабель, 3 — тиристоры тиристорного ключа, 4 — сопротивление, 5— двигатель электробура, 6 — термистор, 7— коммутирующий тиристор, 8 — индуктивность.
9 — - источник питания, 10 — измерительньш прибор, 11 — управляемый контакт, Устройство работает следующим образом.
Во время работы двигателя 5 контакты силового контактора 1 находятся в замкнутом состоянии и на двигатель 5 поступает питание по силовому кабелю 2. Тиристоры 3 тиристорного ключа Находятся в проводящем состоя523307 нии, так как анодное напряжение поступает на управляющий электрод через сопротивление 4. Коммутирующий тиристор 7, соединенный последовательно с термистором 6, находчтся в это время в запертом состоянии, так как индуктивность 8, включенная между его анодом и управляющим электродом, выбирается таким образом, чтобы она представляла для переменного тока достаточно большое сопротивление, что исключает возможность отпирания коммутирующего тиристора 7 при подаче на двигатель переменного напряжения.
При измерении температуры корпуса электродвигателя 5 контакты силового контактора
1 размыкаются, автоматически запирается тиристорный ключ 3, отделяя среднюю фазу от электрической цепи двигателя 5. При этом заivIbIKaeòñÿ управляемый контакт 11, подключая измерительный прибор 10 и источник питания схемы к силовой кабельной линии. В этом случае плюс источника питания схемы через боковую фазу поступает на анод коммутирующего тиристора 7, а минус — на катод этого тиристора через среднюю фазу. Поскольку индуктивность 8 представляет для постоянного тока малое сопротивление, то тиристор 7 отпирается, замыкая цепь измерения на термистор 6. Сопротивление 4 выбирается таким образом, чтобы исключить открытие тиристора
3 измерительным постоянным напряжением.
Величина тока, протекающего через измерительный прибор 10, зависит от сопротивления термистора 6, которое является функцией температуры.
Предложенное устройство позволяет использовать в качестве канала связи между термистором 6 и наземной частью оборудования силовой кабель 2 электродвигателя 5.
Формула изобретения
Устройство для измерения температуры двигателя электробура, содержащее питающий двигатель, трехфазный кабель, силовой контактор в цепи питания двигателя, источник питания схемы, измерительный прибор и термистор, вмонтированный в корпус двигателя, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения соединительных проводов, в устройство дополнительно введены тиристорный ключ, коммутирующий тиристор, индуктивность и управляемый контакт, причем тиристорный ключ включен в рассечку средней фазы двигателя, подключенной через управляемый контакт и
20 измерительный прибор к минусовому выходу источника питания схемы, подсоединенного плюсовым выходом к боковой фазе, между которой и входом тиристорного ключа включена цепочка из последовательно соединенных
25 термистора и коммутирующего тиристора, в цепь управления которого включена индуктивность.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе заявки:
30 1. New technigue for measuring temperature
of à rotating device, Jnsu1ation (USA) 1969, 15, 2. Патент США М 3085436 кл. 73 — 361 от
М 13 36 — прототип.
16. 04.63.
Редактор T. Рыбалова
Составитель А. Тереков
Техред Т. Курилко
Корректор H. Аук
Заказ 1633 13 Изд. № 1501 Тпрггк 814 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2