Индукционная система устройства для гамма-гамма каротажа скважин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О и и с "х»1т и е

ИЗОБРЕТЕНИЯ ii) 523373

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.11.74 (21) 2076905/25 с присоединением заявки № (51) М Кч G 01V 5/00

Н 05Н 11/00

Совета Л! иннстрав СССР па делам изобретений и открытий (53) УДК 550.839.621. .384.6(088.8) Опубликовано 30.07.76. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 06.09.76 (72) Автор изобретения

H. И. Колесов (71) Заявитель (54) ИНДУКЦИОННАЯ СИСТЕМА УСТРОЙСТВА

ДЛЯ ГАММА-ГАММА КАРОТА)КА СКВА)КИН тасУдаРстеенный комитет (23) Приоритет

Устройство относится к области ядерно-геофизических скважинных приборов.

В известных скважинных приборах гаммагамма каротажа использу.ются ускорительные трубки с ускоряющей системой на основе многовитковых трансформаторов (1). Такие трубки при малых габаритах, обусловленных диаметром скважин, не дают возможность иметь достаточную для проведения каротажа энергию и интенсивность ускоряемого в трубке пучка. Применяемые в настоящее время для гамма-гамма каротажа устройства, в которых источником гамма-излучения служат радиоактивные изотопы (Соса или Cs ), создают опасность радиоактивного поражения обслуживающего персонала, особенно в полевых условиях.

Известная индукционная система устройства для гамма-гамма каротажа скважин состоит из последовательно расположенных по оси системы ферромагнитных тороидальных сердечников одновитковых импульсных трансформаторов, первичные обмотки которых подключены к импульсному генератору, а общая вторичная обмотка охвачена всеми сердечниками и подключена к катоду ускорительной трубки устройства (2).

При строго лимитированных диаметральных размерах индукционной системы, соответствующих стандартным диаметрам буровых скважин, увеличение выходной мощности устройства приводит к тому, что напряженность электрического поля «Е» в зазоре «б» между сердечниками индукторов и общей вторичной обмоткой достигает большой величины, что снижает надежность работы устройства. Так как зазор между сердечниками и вторичной обмоткой по всеи длине системы одинаков, то существенно увеличить выходную

1р мощность устройства за счет увеличения напряжения на вторичной обмотке нельзя.

Целью изобретения является уменьшение напряженности электрического поля в зазоре между. сердечниками и общей вторичной оо15 моткой при увеличенной выходной мощности и надежности работы устройства.

Цель достигается тем, что средний внутренний диаметр и продольный размер каждого последующего сердечника больше предыдуще20 го, при этом площади поперечного сечения сердечников одинаковы.

На фиг. 1 изображена предлагаемая индукционная система с сердечниками, выполненными из ленточного ферромагнетика; на

25 фиг. 2 — система с сердечниками из монолитного ферромагнетика.

По оси индукционной системы последовательно расположены тороидальные ферромагнитные сердечники 1 одновитковых импульс30 ных трансформаторов, первичные обмотки 2

523373 которых подключены к импульсному генератору 3. Общая вторнчн я обмотка 4 трансфор;атаров охвачена всеми сердечниками ?; подключена к катоду 5 устройства. Наружные диаметры сердечников постоянны го всей длине 5 индукционной системы, а их ширина увеличивается. Внутренние диаметры сердечников из ленточного материала (см. фиг. 1) ступенчато возрастают от сердечника к сердечнику, а внутренние диаметры сердечников из моно- 10 литного ферромагнетика (см. фиг. 2) монотонно увеличиваются вдоль оси системы.

При включении импульсного генератора 3 к первичным обмоткам 2 трансформаторов прикладывается напряжение U?, ко-.орос транс- 15 формируется D общу?о вторичную обмот,. 4 и

C T B H 0 B H T CSI p B B ? ? b? I? ? -? — ? ? U;, сердечников 1 импульсных трансформаторов.

Таким образом ускоряющее напряжение от сердечника к сердечнику возрастает, Так как 20 зазор б между сердечн. ками и гторичной обмоткой по длине системы возрастает б?(б (<б:(... (б„, то напряженность электрического поля в этих зазорах будет приближенно равна одной и той же величине E?-E>-E-.= 25

=Е . Для сердечников, выполненных из монолитного ферромагнетика с монотонно возрастающими внутренними диаметрами, так что образующие отверстий сердечников совпадают с одной и той же эквипотенциалью элек- 30 трического поля зазор — б будет переменным в пределах каждого сердечника и всей индукционной системы, а напряженность — Е будет одна и та же по всей длине системы Е?=Е =

=Ез —— ... —— En. 35

Показанное выше распределение напряжений на электродах системы и напряженность в зазорах позволяет значительно повысить ускоряющее напряжение и выходную мощность устройства при высокой надежности его работы. Это обеспечивает более высокую точность каротажа и увеличение радиуса действия установки при сохранении безопасных условий для обслуживающего персонала.

Е- ." ..

Формула изобретения

Индукционная система устройства для гамма-гамма каротажа скважин, состоящая из последовательно расположенных по оси системы ферромагнитных тороидальных сердечников одновнтковых импульсных трансформаторов, первичные обмотки которых подключены к импульсному генератору, а общая вторичная обмотка охвачена всеми сердечниками и подключена к катоду, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения напряженности электрического поля в зазоре между сердечниками и общей вторичной обмоткой при увеличенной мощности и надежности устройства, средний внутренний диаметр и продольный размер каждого последующего сердечника больше предыдущего, при этом площади поперечного сечения сердечников одинаковы.

Источники информации, принятые во вни. :-",íèå при экспертизе:

1. Анацкий А. И. и др. Линейный индукционный ускоритель «Атомная энергия», 21, вып. 6, с. 439, 1966.

2. Труды 11 Всесоюзного совещания по ускорителям заряженных частиц, Москва, 11—

18 ноября 1970 r., том 11, стр. 172 (прототип).

523373

| ! !

Рыг 2

Составитель В. Анндрюков

Техред Е. Подурушина Корректор T. Гревцова

Редактор Н. Коляда

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1965/1 Изд. № 1595 Тираж 690 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4,5