Транспортное средство сельскохозяйственного назначения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

072.

8.8) Г. М. Кутьков, Е. В. Габай, Ю. А. Кузнецов, И. М. Панов, Н. Н. Маркелов, Н. Ф. Чухчин, Н. N. Орлов, И. П. Ксеневич и Е. Н. Козлов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

Изобретение относится к сельскохозяй» ственному машиностроению, а именно к транспортным средствам сельскохозяйственного назначения, предназначенным дпя выполнения одной или нескольких операций сельскохозяйственного производства, пахоты, культивации, посева и т. п.

Известны транспортные средства, содержащие шарнирно соединенные между собой посредством сцепных устройств энергетичес- Ip кую и технологические транспортные тележ ки, оборудованные индивидуальным гидроприводом и механизмом поворота колес на

90о

Недостатком указанных транспортных 15 средств является то, что в них отсутствует система автоматической стабилизации прямолинейного движения агрегата.

С целью обеспечения автоматической стабилизации прямолинейного движения агрега- 20 та в процессе работы, сцепные устройства выполнены в виде поперечной балки, концы которой связаны посредством шарниров с вертикальной осью вращения и двух гидроцилиндров с установленным в корпусе энер- 25 гетической тележки поворотным валом, а средняя часть поперечной балки связана шарниром с вертикальной осью вращения с жестко закрепленным на поворотном валу рычагом, причем технологические тележки снабжены устройством раздельного управления индивидуальным гидроприводом опорных колес, выполненным в виде подпружиненного золотникового дросселя, торцовые полости которого сообщены магистралямичерез гидроуправляемые клапаны с рабочими полостями гидроцилиндров поперечной балки сцепного устройства, а рабочие полости золотникового дросселя сообщены со сливными магистралями гидропривода опорных колес технологических тележек.

На фиг. 1 изображено транспортное средство с энергетической и одной технологической тележками, вид сверху; на фиг. 2 -транспортное средство с энергетической и двумя технологическими тележками, при движ нии энергетической тележки вдоль своей продольной оси, вид сверху; на фиг. 3 - ro же, при движении энергетической тележки вдоль своей поперечной оси, вид сверху;

523654 на фиг. 4 — то же, вид сбоку по стрелке А, на фиг.5 - то же, вид спереди по стрелке

В; на фиг. 6 - общий вид сцепного устройства; на фиг. 7 — гидравлическая система автоматического раздельного управления индивидуапьным гидроприводом колес технопогических тележек.

Транспортное средство состоит из одной энергетической тележки 1 и, в зависимости от вида выполняемой работы, одной 10 ипи двух технологических тележек 2, соединенных с первой сцепными устройствами 3, В том случае, когда энергетическая тележка, соединенная с двумя технологическими тележками движется вдоль своей продопь- 15 ной оси (фиг. 2), между технологическими тележками дпя частичной разгрузки боковых сцепных устройств 3 на продольных гори зонтапьных шарнирах установлена распорная штанга 4, которая удерживается зад- 20 ним сцепным устройством.

В случае движения энергетической тележки вдоль своей поперечной оси с двумя технологическими тепежками (фиг. 3, 4, 5 ) соединение их со сцепными устройствами 3 25 осуществпяется через дышла 5, которые связаны шарниром 6 с вертикальной осью вращения со сцепным устройством 3 и шарниром 7 с горизонтальной осью вращения с технологической гепежкой.

Энергетическая тепежка имеет раму 8, на которой установлена подвижная кабина 9.

Под рамой в межкопесном пространстве установпены две силовые установки 10, З0 содержашие двигатель и насосы силового привода. Энергетическая тележка имеет шесть спаренных ведущих колес 11; которые снабжены колесными понижающими редукторами 12 и тяговыми гидромоторами 40

13. Ведущие колеса могут поворачиваться на 90о вокруг вертикальных шарниров 14 и соединены с рамой 8 посредством индивидуальной упругой подвески. Технологическая тележка снабжена раздвижной в попереч-45 ном направлении рамой 15, на которой устновпены емкость 16 дпя посевного материапа ипи удобрений, два механизма навески 17 рабочих орудий. К раме присоединены две продольных балки 18, к которым 50 могут крепиться прикатывающие катки и высевающие рабочие органы. На заднем конце продольной балки 18 установлено опорное самоустанавпивающееся колесо 19. Под раздвижной рамой 15 установлены два спарен- 55 ных ведущих колеса идентичные ведущим колесам 11 энергетической тележки.

Как и колеса 11, они могут поворачио ваться на 90, однако не имеют упругой подвески. 60

Сцепное устройство (фиг. 6 ) состоит из рычага 20, один конец которого шарниром 21 с вертикальной осью вращения соединен с поперечной балкой 22. другой конец рычага жестко связан с поворотным валом

23, установленным в проушинах 24 корпуса рамы энергетической тележки, и шарнирно связан с гидроципиндром 25 подъема сцепного устройства 3. Поворотная балка

22 связана с поворотным валом 23 посредством четырех шарниров 26 с вертикальной осью вращения и двух гидроципиндров

27. Рама 8 энергетической тележки по периметру снабжена восемью парами проушин

24, и восемью гнездами 28 крепления гидроципиндра 25.

На концах поперечной балки 22 шария но на цапфах 29 установлены челюстные гидроуправпяемые захваты 30, зажимы 31 которых поворачиваются относительно захватов посредством гидроципиндров 32. Шарнирное соединение захватов 30 с поперечной балкой 22 и рычагом 20 сцепного устройства с рамой 8 энергетической тележки обеспечивает необходимое копирование неровностей профиля почвы колесами технопогической тепежки (фиг. 1). При наличии двух технологических тележек (рис. 2-5) шарнирное соединение захватов 30 и поперечной балки 22 должно блокироваться.

Гидроципиндры 27 правого и левого борта агрегата используются в качестве датчиков тяговых сопротивлений Rgp<>H R

Рабочие попости 33, 34, 35 и 36 гидроцилиндров 27 отсоединены от гидравлической системы питания и через магистрали 37, 38, 39 и 40 и гидроуправпяемые клапаны

41 и 42, магистрали 43 и 44 соединены с торцовыми полостями 45 и 46 подпружиненного зопотникового двухстороннего дросселя 47 осевого типа с двумя дроссепируюшими кольцевыми щелями 48 и 49, Рабочие полости 50 и 51 дросселя соединены со спивными магистрапями 52 и 53 параппепьно включенных тяговых гидромоторов

54 и 55, которые приводятся одним из насосоа 56 силовой установки 10. Дпя демпфирования колебаний дросселя служат демпферы 57 и 58.

Гидравлическая схема этого устройства по фиг, 7 å меняется при соединении тех нопогических тележек к сцепным устройствам через дышла 5 в соответствии с фиг. 3.

Работа сцепного устройства протекает следующим образом. Дпя соединения энергетической тележки с технологической водитель, соответствующим образом направляя движение энергетической тепежки,подъезжает

5236 к стоящей технологической тележке и перемещает кабину в зону сцепии. Гидроцилиндрами 25 и 27 поперечная балка 22 с захватами 30 ориентируется по высоте и по горизонтали на приемные элементы сцепки технологической тележки, При дальнейшем продвижении энергетической тележки приемные элементы входят в контакт с захвата ми 30. Далее гидроцилиндрами 32 и защелхами 31 захваты замыкаются. Таким обра 10 зом для соединения тележек водителю нет необходимости покидать кабину транспортного средства. И вся эта операция может быть выполнена в 5-10 минут, что позволяет значительно сн- .=.ить потери времени на перестроение агрегата из транспортного положения в рабочее и наоборот.

При равенстве тяговых усилий Р р и

Р„ря правой и левой технологических тележек давление рабочей жидкости в рабочих полостях 34 и 36 гидроцилиндров, а, следовательно, и в торцовых полостях 45 и 46 дросселя одинаково. Дроссель под действием своих пружин занимает среднее нейт- ральное положение. Кольцевые щели 48 и 49 имеют одинаковую площадь проходного сечения, при этом гидромоторы 54 и 55 развивают одинаковые крутящие моменты, Плошадь проходного сечения этих щелей при нейтральном положении дросселя достаточна велика, чтобы обеспечить минимальные потери мощности при циркуляции рабочей жидкости через магистрали 52, 53 и рабочие полости 50, 51 дросселя, Тяговые сопротивления Р и Р> передаваемые правым и левым сцепным устройством на остов энергетической тележки, равны.

При возникновении разницы Р и Р нарушается равенс тво рабо чего дав- 4О ленни в торцовых полостях 45 и 46 и происходит перемещения дросселя 47 и уменьшение одной из кольцевых щелей 48 или 49.

Это уменьшение пропорционально величине (Р - Р„ря ), Если Р„р w Р„рд то дрос 4ь сель перемешается вниз, кольцевая щель

48 уменьшается при сохранении проходного сечения кольцевой шали 49. Это приводит к увеличению потока рабочей жидкости к гидромоторам 55 и уменьшению 50 потока рабочей жидкости к гидромоторам

54, что при прямолинейном движении приводит к увеличению окружной скорости и касательной силы тяги колес правой технологической тележки, приводимых гидромо 55 торами 55 и уменьшению окружной скорости и касательной вилы тяги колес левой технологической телеласи, приводимых гидромоторами 54. Возникающая разница касательных сил тяги компенсирует разницу 60

54

Р„р — Р„р и равенство тяговых сопротивлений Р и Р, передаваемых через сцепное устройство на энергетическую тележку, не нарушается. При этом равнодействующая тяговых сопротивлений, действующих на энергетическую тележку, проходит через ее центр, не вызывая бокового смещения ее и всего агрегата в целом. Эта система автоматической стабилизации прямолинейного движения позволит водителю менее часто воздействовать на агрегаты управления поворотом для поддержания прямолинейного движения. Это облегчает условия труда и обеспечивает меньшую повреждаемость пропашных культур при междурядной обработке.

В связи с тем, что агрегат, соединен« ный в соответствии со схемой на фиг. 3, движется в поле челночным способом с реверсом направления движения энергетической тележки, гидроуправляемые клапаны

41 и 42 подключают к магистралям 43 и 44 рабочих полостей тех гидроцилиндров

27 сцепных устройств, которые нагружены тяговыми сопротивлениями.

Разворот агрегата в случае движения энергетической тележки вдоль продольной оси (фиг. 2) осуществляется за счет поворота управляемых колес энергетической тележки. В этом случае центр поворота лежит на общей оси ведущих колес технологических тележек и задних колес энергетической тележки. Описанное выше устройство автоматического раздельного управления силовыми гидроприводами ведущих колес тех нологических тележек вызывает автоматическое увеличение скорости колес "забегаюшей" технологической тележки и подтормаживание колес отстающей. При этом обеспечивается дополнительный поворачивающий момент и можно осуществлять разворот с радиусом поворота равным половине ширины захвата орудий, Разворот агрегата в случае соединения двух технологических тележек (фиг. 3) осу» шествляется следующим образом. После выезда агрегата на поворотную полосу и выглубления орудий гидроуправляемые захваты 30, удерживающие дышла 5, разжима ются. Ведущие колеса технологических гележек разворачиваются на 60 в противоположные стороны. При заторможенных ведущих колесах энергетической тележки включается привод ведущих колес технологических тележек.. Они начинают обкатываться вокруг шарниров 6 (как показано штриховой о линией на фиг. 3). После поворота на 180 дышла 5 входят в контакт с захватами 30 и зажимаются. Далее все ведущие колеса

523654

1В разворачиваются в поперечное положение и агрегат смещается вдоль поворотной полосы на ширину своего захвата, Кабина о

9 разворачивается на 180 и занимает положение, показанное на фиг. 3 штриховой линией. Агрегат готов к движению в обратном направлении. При таком развороте ширина поворотной полосы превосходит ширины захвата агрегата, в то время как при современных способах агрегатирования и у поворота ширина поворотной полосы в дватри раза больше.

Формула изобретения )5

Транспортное средство сельскохозяйственного назначения, содержащее шарнирно соединенные между собой посредством сцепных устройств энергетическую и технологические транспортные тележки, оборудованные индивидуальным гидроприводом и мехао низмом поворота колес на 90, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с цепью обеспечения автоматической стабилизации прямолинейного движения агрегата, сцепные устройства выполнены в виде поперечной балки, концы которой связаны посредством шарниров с вертикальной осью вращения и двух гидроцилиндров с установленным в корпусе энергетической тележки поворотным валом, а средняя часть поперечной балки связана шарниром с вертикальной осью вращения с жестко закреплен ным на поворотном валу рычагом, причем технологические тележки снабжены устройством раздельного управления индивидуальным гидроприводом опорных колес, выполненным в виде подпружиненного зопотникового дросселя, торцовые полости которого сообщены магистралями через гидроуправляемые клапаны с рабочими полостями гидроцилиндров поперечной балки сцепного устройства, а рабочие полости золотникового дросселя сообщены со сливными магистралями гидропривода опорных колес технологических тележек.