Линейный асинхронный двигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскии

Социапистимескии

Республик

О П И С А Н И Е !!!! va

И30БРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено17.06.74 (21) 2034600/07 г (51) М. Кл.

Н02 К 41/04 с присоединением заявки №

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.08.76Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания 19.10.76 (53) УДК 621.313. ,333 {088.8) В. В, Семенов, А, А. Костюк, В, А, Севастьянов (72) Авторы изобретения

Пермский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (71} Заявитель (54) ЛИНЕЙНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к линейным асин- хронным двигателям и используется в качес тве безредукторного привода для механизированной шлифовки, зачистки, полировки электропроводящих поверхностей, 5

Известен,асинхронный двигатель, содержа» ший электропроводящий якорь и индуктор с об- моткой, расположенной в пазах магнитопровсь-: ! да Щ. Магнитопровод представляет собой дугу окружности. Однако такой двигатель обеспе- 0 чивает только вращательное движение рабочего„ органа относительно своей оси.

Известен также линейный асинхронный двигатель, содержащий неподвижный электр<ь проводящий якорь и подвижный индуктор с . l5

1 обмоткой, расположенной в пазах магнито-, провода, снабженного опорными элементами (21. Этот двигатель обеспечивает толь ко возвратно-поступательное движение ин- I ! дуктора по траектории, ограниченной кон- I 20 структивными элементами якоря, а именно:, направляющими полками якоря, которые мо гут быть выполнены либо прямолинейными,j либо криволинейными. Данное устройство ш -! . 1 ляется наиболее близким к предложенному.; З5

Uem изобретения - обеспечение посту- . пательного и вращательного движения индук-, тора по поверхности якоря.

Для достижения этой цели магнитойровод индуктора выполнен в плоскости движения криволинейным с монотонно изменяющимся: от одного конца к другому радиусом кривиэны и представляет собой, например, дугу архимедовой спирали.

На фиг. 1 показан предлагаемый двига-тель, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид в плане;; на фиг. 3 - сечение по А-А на фиг, 2.

Линейный асинхронный двигатель сопер- жит подвижный индуктор 1 и неподвижный якорь 2 с гладкой электропроводящей поверхностью. Индуктор 1 состоит иэ магнит > провода 3, !набранного иэ листов электро- технической стали, многофаэной компенсированной обм6тки 4, уложенной в пазы 5 маг-:нитопровода 3, опор,качения:6,и профиль» ной накладки 7. Магнитопровод 3 индукто ра выполнен в плоскости движения криво- ! линейным с радиусом кривизны, исходящим иэ одной точки и возрастающим с одного ! ,конца магнитопровода к другому, Криволи-, 4286

52

3 нейность магнитопровола представляет собой часть спирали семейства монотонных, кривых, задаваелпях в полярных координат ) тах, например, уравнениями, г = и 1 г ñ Ю и др. т. е. магнитопровод по своей кривизне может представлять, например, дугу j архимедовой спирали, часть логарифмической спирали и т.п. Пазы 5 магнитопровода 3 расположенй так, что продольные оси симметрии их пересекаются в центре радиуса кривизны магнитопровода 3, Обмотка 4 выполнена многофазной, петлевой (однослойной или двухслойной), при этом компенсирующие стороны катушек расположены в пазах на каждом конце индуктора, Ila боковой поверх-) ( ности магнитопровода закреплены опоры качения 6. Сверху магнитопровода по всей

его длине установлена профильная накладка 7.

Якорь 2 представляет собой неподвижную электропроводящую плоскую или с большим радиусом кривизны шаровую поверхность, обращенную электропроводяшим слоел в сторону индуктора. Для повышения к.п.д. двигателя якорь 2 может быть дополнен магнитным материалом, который следует располагать непосредственно под электропроводя- I шей поверхностью.

В том случае, когда якорь представляет собой шаровую электропроводяшую поверх ность, рабочая поверхность индуктора должна быть выполнена;с учетом геометрии этой поверхности, а именно: рабочая повер,хность индуктора должна представлять собой геометрическое место точек, равно уда ленных от центра геометрического места точек шаровой поверхности. При этол расс тояние между рабочеи поверхностью индук ! тора и шаровой поверхностью равно величи- ,не постоянног воздушного,зазора, подбира-

1 -емого с учетом получения оптимальных тя-.

1 говых усилий электродвигателя. Величину воздушного зазора между индуктором и яко -) рем можно регулировать опорами качения, обеспечивающими свободное движение индук тора по электропроводящей поверхности яко ря и не допускающими магнитного прилипаиия индуктора к якорю.

При подключении обмотки 4 к сети переменного многофазного тока в индукторе 1 )

1 создается бегущее электромагнитное по ле, которое пересекает токопроводящую поверхность якоря 2 и наводит в ней э.д.с., которая вызывает появление токов Фуко. Токи) Фуко, взаимодействуя с полем индуктора, создают электромагнитные силы, Благодаря тому, что индуктор выполнен криволинейным, ука-

"Ф 1 занные силы направлены по касательным к

Ь индуктору во всех его точках и перпендику4 лярны пазовым линиям тока. В результате образуется пара неуравновешенных сил, ко торая по отношению к центру массы индук- тора создает крутящий момент, а разность

1О неуравновешенных сил создает силу, котор я обеспечивает поступательное перемещение центра массы. В итоге индуктор перемеща- ется по электропроводящей поверхности яко, ря так, что центр массы индуктора движеч °

15 ся по прямой линии, а остальные точки ин дуктора совершают вращательное движение, относительно линии движения центра массы его. Если во время работы двигателя индуй -:

Iòîð на своем пути встречает препятствие, 20:то после столкновения с ним, возникающего ! B результате взаимодействия боковой повер, хности индуктора и препятствия, индуктор

,выполняет поворот под действием пары не уравновешенных сил относительно центра и: изменяет направление движения.

Таким образом, предлагаемый двигатегп, позволяет обеспечить одновременно посту- ., пательное и вращательное движение инду тора по поверхности, якоря.

Формула изобретения

Линейный асинхронный двигатель, содер жаший неподвижный электропроводящий якофь

ia подвижный индуктор с обмоткой, располо

Ф ! женной в пазах магнитопровода, снабженно ;

Ira опорными элементами, о т л и ч а юim и и с я тел1„что, с целью обеспечения

1 .иист иитеиьииги; и epaulaeeaeeor ивижеии» индуктора по поверхности якоря, магнито1 провод индуктора выполнен в плоскости дв ;

)жения криволинейным с монотонно изменя) ющимся от одного конца к другому ради- усом кривизны и представляет собой, напри-1 мер, дугу архимедовой спирали.

Источники информации, принятые во.вни мание при экспертизе:

1. П. A. Фридкии Безредукторный дугостаторный электропривод" "Энергия", ЛО 1970 r, 2. Патент Швейцарии ¹ 516888, кл, НО2 к 41/Î2, 1972 г.

524286

У 7

Составитель Ф. Иодольская

Техред,Л, Богдан. Коррректор, Q, Мельниченко

Редактор В. Фельдман

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Заказ 4986/ 414 Тираж 882 Подписное

ЦНИИПГГ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Реушская наб., д. 4/5