Стабилизатор курса речных судов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(6li) Дополнительно

{22) ЗаявленоОК07.74 (2)) 2ОП989 (51) М. Кл.

6 059 1t02 с присоединением заявки №

Гооудооотвоииый иомитот йаввто Миииотроо ИИ по долом иэобротоиий и отиритий (23) Ирис рнтет

1 (43) Опубликовано15.ОВ.76. Бюллетень МАЗО (5p уД 62-5О (088.8 ) (45) Дата опубликования описания О й.li.7б, Д Ц ф ув-,&тиков Д, И любимов g Q - енпов J3 Я. )ходырев

И. Ф. Мирошниченко, Г. З. плейер, Ю. B. Хои. рев и Ю. B. Чистяков (72) Авторы изобретения

Ленинградский институт водного тр&нспор тя (5д ) С- )"АБИЛИЗАТОР ggPQP PQKf))QP ДОЯ

Изобретение относится к судовождению, В частности K автоматизации управления двн жением судов, Известен автоматический рулевой для судна, снабженный элементами для началь;ного ручного изменения курса судна, котсрое затем выполняется автоматически (1).

Сигнал с компаса, соответствуюший текушему курсу судна, сравнивается с сигналом заданного курса. Сигнал рассогласования 16 подается через схему, имеюшую зону нечув ствительности, пропорциональный интегрнру : кицнй - дифференцирующий регулятор, ограничи, .тель и следпцую систему н& блок управления рулем судна, с помошью которого курс суааа д корректируется. При слишком большой вел мчнне сигнала рассогласования автопилот !)!oð

MBpyeò предупредительный сигнал. Авторулевой содержит рукоятку а&датчик& курса. Известен также судовой авторулевой, который содержит датчик курса, гшфференпируюшее и интегрируюшее устройства, исполнитель ные механизмы и устройство обратной связи. Авторулевой имеет также устройство, выр&батываюшее первую и вторую пролзвод2

:ные от угла курса судн&, которое электри;чезкя связано с датчиком курса через ус:т, ройствс сравнения сигналов и формирования стандартных сигналов (2). Известен также ! автопилот для навигационного управления (кораблем ялн самолетом, ко орый имеет компас, расположенный вне рулевой рубки и

1 связанный с устройством подачи эталонного сигнала, соответствуюшего заданному поло(жению стрелки на циферблате компа с& е и y(- Р» ройство, на выходе которого возник & ет потекки&л при отклонении стрелки от некогорыхзара1,, нее установленных угловых положений ее отнстсительно корпус& компас& (31. Устройство сравнения сравнивает эталлонный сигнал с потенлиалом„воз2п|каюшим HB Выходе упомк путого устройства, и выдает сигнал, пропор . пион&льный углу отклонения стрелки. D соответствин установленным курсом &втопи лот, который свчзан с устройством с о&вне ния, срабатывает при наличии потенпиапа (,,на выходе этого устройства. Оптическ» усг-!

РОЙСтВО СЧИтиоаат ПОК&ЗаНИЯ КОМП&С& в РУлевой рубке. Известные устройства or>..÷&í r т иЗбованиям стабилизации судов„Оп&:эко

525059

3 на речных cgEEEIX, „ E"pe ИМеет место вЫбег". вой привод 8, датчик 9 угла руля, блок 1О рули, характерный длн рулевого привода, временной задержки, индикатор настройки работающего по схеме "генератор-двигатель",.Сельсина па заданном курсе, дифференцирук и двкгаельсмагнитнойстанцией",н дос- щие блоки 11, 12, магнитный компас 13, тигаюший порой 2. 3, они не обеспечивают» 5 «руль 14, блок ручного управления 15, контакавтоматического управления судном на курсе ты 16 и 17 переключателя постов управ или выполняют его с низким качеством, Иа . »ленин, контакты .8 и 19 тумблеров ново иболее близким к ьзобретению является ста рота. билизатор курса речныx судов, содержащий Стабилнзатоо Iкусса управляе тся BQ зако

1 датчик угловой скорости, подключенный через„- ; ну щф еуенцируюшнй блок к первому удищпалв, мндуктнвнйй датчик курсового угла, рас.= "

1 соединенному с третьим усилителем, к ко- :- g - напряжеыы, пропорциональные па-i торому подключен также первый усилитель, раме трам;

f рулевой привод, связанный с выходом третье ) Q> "" уг :»овая скорость поворОта судна> i усилителя, и датчик угла рули (4-). gH;-, g т ид. - 9„,. - отклонение cr курса., ако и этот стабилизатор не обеспечивае !»."Нгнал угловой скорости с датчика 1U, ., вовсе или недостаточно автоматиче;кого а EIpa повороте и сигнал производной от у

»Щ управлении судов на курсе.,лозой скорости поступают на уснлнЦелью. изобретения, является повышение тель 3» скоростных!сигналов и далее - йа тОчности с Габилнзации и улучшение эксплу ;,:ф»»»мноуюшЯй уснлнтел»ь 5 мощности. C атационных xapearepacтиж. В Описываемом над курсового угла «ð по индикатору снистабилизаторе,это дос»игается.тем| что Оь-: маерсц с Обмотки возбу2 деяия сельсина бр., "1 „1 содержит дополнительный днфферен»ц;рующий предварительно автоматически согласован- блок» в котором фофамируеTся сигнал ароН ного ПО ПОЛОжению povop6I. с сигналом ИЩЦч »

Водной От угла перекладки p) ля ., цяонного датчика курсовог:.» AH возбуж способствуюший исключению выбега руля, ; ipeII.;H,IМ вектором магнитного поля катушки . вход которого подфлючен к датчику угла компаса 13. Этот сигнал усиливается с

I руля, а выход - ко входу третьего усилите- введением временной задерики Т в усилнте1ля, а также тем, что в стабилизаторе усть- ле 4 и далее поступает в суммирующий

Овлен двигатель Отслеживания куpcQÂQÃQ усилитель 5, Суммированный в усилителе ла, механически связанный с ротором селыу 5 сигнал передается через контакт 1б IIe

1 сВНЕЕ настройки IE подключенный KG BYQpobpj j ключателя HQQTQB управления He pf IIeaoé усилителю, Двигатель отслеживания курсов -1 привод 8, который производит перекладку го угла поддерживает ротор сельсина в corj-,руля 14 и поворот рулевого датчике 9, элекласованном положении с индукционным дат- .трический сигнал с . которого К -Ug посту.

3 чиком. При ручном управлении судном непре l@) пает на вход усилителя 5 для компенсации ! .рывно происходит самонастройка. В резуль ». сигналов информации по углу и угловой ско».

1 тате отпадает необходимость в ручной наст- рост. ; отклонения судна от курса. (:Игнал ройке стабилизатора при переходе с ручнс Kg-»» на поворот подается через контакт

I о управления на автоматическое. При прея- 1I8 тумблера поворота и блок 1Î временрашении поворота в автоматиЧеском режиме j Я ной задержки на усилитель 3. При перестабилизатор готов держать, судно на TQM ; —;èàaEEe руля и Повороте датчика 9 руля элек1 курсе, на котором оно находится в момент триЧеский снт нал с последнего поступает в, прекращения команды на поворот. Повод суммирующий усилитель 5 не только непос- в автоматическом реноме осуществляется редственно, ио и через дифференцируищий подачей сигнала, полярность которого со- 59 блок 12, где формируется сигнал по произ ответствует направлению поворота судна, с водной от угла перекладки рупя. Именно пОмОщью тумблера через Временную задерж этот сигнал (Kч д--Е- ) суммируPcb сО ку в усилитель скоростных сигналов. всеми прочими сигналами в суммирующем

HH чертеже представленасхемаописывае- усилителя, способствует, в конечном счете, мого стабилизатора. б исключению вы бегG руля.

Он содержит датчик 1 угловой скорос»и,: При ручном управлении через контакт индукционный датчик 2, усилители 3, 4 и5 17 переключателя постов управления, анри сельсин 6 настройки курсового угла, двига- осуществлении поворота в автоматическом тель 7 Отслеживания курсового угла, руле режиме через кон."ак1 19 тумблера поворс1

:t

:! ,1

1

1 !

Ш(ИИПИ 3аказ 5129/564 Тираж 1029

Подписное

Филиал ПГП "Патент, г.ужгород, ул. Проектная, 4

5 га с усилителя 4 без временной задержки

Т поступает сигнал на двигатель 7 отслеживания, который автоматически поддерживает ротор сельсина 6 в согласованном.положении с индукционныM дат чикОм 2 pcoÂor о 5 ,угла, тюл cBMbiM исключая необхОднмость ручной настройки стабилизатора на заданный ,курс при переходе с ручного управления на автоматическое и упрощая управление при автоматическом повороте с заданной р по- 10 вой скоростью.

При использовании описываемого стаби-»

ЛИЗаТОРа BB9 9P&% %bffX XClfgGX X ф2ЛЕЗПь|Л ЮГС

1 удельные кали галОвло женин и сии жаетс ч c & бе..:тоимость перевозок. Годовой экономичес !5

;кий эффект в зависимости ог проекта судна !

В совершаемых peitcoa cccтавляет or 4,5 д о 8,5 тыс. руб. Кроме того, этот стабили ! ! затор повышает качество управления, снижа . ет возможность аварий, освобождает чело-, 20

,века от изнурительного труда и дает воз-;, мОжнОсть испОльзовать его на другой раб

1 ге, улучшает экснлуагацнонные харакгерис и. ки управления судном и облегчает режим работы рулевого привода, сохраняя уо ресурс.

Формула изобретения

1, Стабилизатор курса речных судов, содержаший датчик угловой скорости, под:ключенный через ди ференцирую ций блок к первому усилителю, индукционный датчик .курсового угла, расположенный на магнитном компасе и подключенный к сельсину настрой и, выход которого подключен ко вго. рому усилителю, соединенному с третьим ,усилителем, к которому подключен также ! !.» первый усилитель, рулевой привод, связанный с выходом третьего усилителя, и датчик угпаруля, отличающийся тем, что, ! с целью повышения точности стабилизации, ., он содержит дополни тельны и, дифференцирующий блок, вход которого подключен к дат чику угла руля, а выход - ко входу гретье4 го усилителя.,Ф"

2. Стабилизатор по и. 1, о т л и ч а ю -

I шийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационныххарактеристик,внем установлен ! двигатель Отслеживания курсового угла, механически Связанный с, ротором сельсина настройки и подключенный ко второму уси- лителю, Источники информации, -принятые во вни мание при экспертизе:

1. Патент Великобритании № 1315506, кл. 6-3 R, заявл. 1969, приоритет Японии, (, опубл. 1973, 2. Авт. св. СССР № 33730i0, Я, Кл, В 63H 25/04, опубл. 1972, 3. Патент Японии № 43»1314, кл.

84 F 24, заявл. 1964, приоритет Дании, ; опубл. 1 96 8.

4. Авт. св. СССР № 449853, М. Кл .

lB 63H 25/04, опубл. 1972,