Устройство для составления развозочных маршрутов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ,и) 525I24
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.03.73 (21) 1890944/24 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.08.76. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 12.11.76 (51) М. Кл."- G 06G 7/48
G 06F 15/20
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 681.333:66..012 (088.8) (72) Авторы изобретения
P. Н. Кисельман, Я. И. Костинский, В. А. Москвич и Г, Н. Юфест (71) Заявитель
Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ РАЗВОЗОЧНЫХ
МАРШРУТОВ
Изобретение относится к области вычислительной техники.
Известны устройства для составления развозочных маршрутов, содержащие и-мерный столбец элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями, элементы которого содержат последовательно соединенные резистор и пороговый элемент, и-мерный столбец ключей, nQn-мерную матрицу элементов задания расстояний между грузополучателями, элементы которой, кроме диагональных, содержат последовательно соединенные резистор и пороговый элемент, п-мерный столбец элементов управления, каждый из которых содержит триггер, к нулевому входу которого подключен выход элемента
ИЛИ, а к единичному входу — выход элемента И, один вход которого через переключатель соединен с источником постоянного напряжения, и-мерный столбец сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок, и-мерную строку элементов ИЛИ, элемент ИЛИ, триггер, кнопочный выключатель, источник линейно нарастающего напряжения и переключатель.
Все известные устройства не позволяют решать задачу последовательного нахождения кратчайших расстояний между грузополучателями.
С целью расширсния области применения в предлагаемом устройстве для составления развозочных маршрутов выход элемента ИЛИ соединен с нулевым входом триггера, единичный вход которого через кнопочный выключа5 тель подключен к источнику постоянного напряжения, а выход соединен со входом источника линейно нарастающего напряжения, выход которого соединен с первыми входами ключей и-мерного столбца ключей непосред1о ственно, а со свободными вводами резисторов и-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями — через переключатель, соответствующие входы элементов ИЛИ и-мерной строки
15 элементов ИЛИ подключены к выходам пороговых элементов одноименных элементов и-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями и одноименного столбца n)(n-мерной
2о матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями, выходы элементов
ИЛИ п-мерной строки элементов ИЛИ соединены со вторыми входами элементов И одноименных элементов и-мерного столбца элементов управления, соответствующие входы элементов ИЛИ которого подключены к выходам пороговых элементов одноименной строки n)(n-мерной матрицы элементов заданий расстояний между грузополучателями, соот30 ветствующие входы элемента ИЛИ подключе525124
65 ны к выходам пороговых элементов и-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями и выходам элементов ИЛИ и-мерного столбца элементов управления, единичные выходы триггеров которого соединены со входами одноименных сигнальных элементов и-мерного столбца сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок и одноименных ключей и-мерного столбца ключей, выходы которых соединены со свободными вводами резисторов одноименной строки пРп-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями.
На чертеже представлена функциональная схема устройства для составления развозочных маршрутов.
Устройство содержит и-мерный столбец 1 элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями и-мерный столбец 2 ключей, n)(n-мерную матрицу элементов 3 задания расстояний между грузополучателями, а-мерный столбец элементов 4 управления, и-мерный столбец 5 сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок, и-мерную строку элементов ИЛИ 6, элемент
ИЛИ 7, триггер 8, кнопочный выключатель 9, источник 10 линейно нарастающего напряжения и переключатель 11.
Элементы и-мерного столбца 1 элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями содержат резисторы 12 и пороговые элементы 13. Элементы и-мерного столбца ключей 2 содержат ключи 14. Элементы n)(n-мерной матрицы элементов 3 задания расстояний между грузополучателями содержат резисторы 15 и пороговые элементы
1б. и-Мерный столбец 4 элементов управления содержит элементы ИЛИ 17, элементы И 18, триггеры 19 и переключатели 20. и-Мерный столбец 5 сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок содержит сигнальные элементы 21 и поля записи объемов перевозок 22. и-Мерная строка элементов ИЛИ бсодержит элементы ИЛИ 23.
Устройство работает следующим образом.
На поля записи объемов перевозок 22 и-мерного столбца 5 сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок записываются объемы потребления грузов по каждому грузополучателю в отдельности.
Объемы перевозок, равные или кратные грузоподъемности автомобиля, включаются в маятниковые маршруты, заносятся в оперативный план и исключаются из поля записи объемов перевозок 22. Оставшиеся объемы включаются в рациональные развозочные маршруты с последующим занесением их в оперативный план.
Для составления рациональных развозочных маршрутов из числа грузополучателей, у которых имеются грузы к перевозке, выбирается в и-мерном столбце 1 элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями К; грузополучатель, наиболее
4 удаленный от данного грузообразующего пункта, и ему планируется завоз. К; грузополучатель является начальным пунктом развозочного маршрута.
Так как грузоподъемность автомобиля использована не полностью, предусматривается загрузка К„грузополучателю.
Для этого предусматривается i-ная строка в пРп-мерной матрице элементов 3 задания расстояний между грузополучателями, и в ней определяется наименьшее расстояние до грузополучателя К;, которому необходимо завезти груз. Если j грузополучателю имеется такое количество груза, что Z (Q, + Q,) = дн (грузоподъемности автомобиля), то набор маршрута заканчивается. Если же Е (Q; +
+ Q;) (q r, то предусмативается 1 строка в
nQn-мерной матрице элементов 3 задания расстояний между грузополучателями и в ней аналогично находится К., грузополучатель.
Такой последовательный подбор проводится до тех пор, пока не будет обеспечена полная загрузка автомобиля. Объемы груза, запланированные к перевозке по рациональному маршруту, исключаются из полей записи 21, 22 ... 22„.. объемов перевозок.
Маршруты составляются до тех пор, пока объемы грузов, указанные на полях записи
22ь 22 ... 22„объемов перевозок не исчерпаются.
В исходном положении триггеры 8, 19 установлены в «О», переключатель 11 и ключи 14 разомкнуты, переключатели 20 замкнуты. Напряжение на выходе источника 10 линейно нарастающего напряжения равно нулю.
На первом этапе оператор находит наиболее удаленный пункт получения груза. Эта операция соответствует нахождению наибольшего элемента в и-мерном столбце 1 элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями. Оператор замыкает переключатель 11, подключая выход источника 10 линейно нарастающего напряжения к резисторам 12. Нажатием кнопочного выключателя 9 подается единичный потенциал на вход «1» триггера 8. Триггер 8 устанавливается в «1». Включается источник 10, на его выходе появляется медленно нарастающее напряжение. Токи на входах пороговых элементов 13 определяются величиной соответствующих резисторов 12 и растут по мере подъема напряжения на выходе источника 10.
Ток срабатывания у всех пороговых элементов 13 одинаков. Первым достигает порога срабатывания ток в цепи с наименьшим сопротивлением, которое соответствует наибольшему расстоянию в и-мерном столбце элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями (по отношению к строкам а (п-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями зависимость прямая — меньшему расстоянию соответствует меньшее сопротивление). Пусть такой ветвью будет цепь из резистора 12р и порогового элемента 13>, соответствующая вто525124
15
5 рому элементу в п-мерном столбце элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями.
Пороговый элемент 13г сформирует сигнал, соответствующий единичному потенциалу.
Этот единичный потенциал через элемент
ИЛИ 23г подается на один вход элемента И
18г, включенный на единичном входе триггера 19г. На второй вход элемента И 18г подан разрешающий единичный потенциал через замкнутый переключатель 20г. Триггер 19г устанавливается в «1». С единичного выхода триггера 19г подается сигнал на сигнальный элемент 21г номера найденного пункта назначения груза. С этого же выхода триггера 19г поступают сигналы на включение ключа 14г, соответствующего выбранному пункту назначения груза. С выхода порогового элемента
13г единичный сигнал через элемент ИЛИ 7 поступает на нулевой вход тиггера 8. Триггер
8 устанавливается в «О» и выключает источник 10.
Оператор выключает переключатель 11.
Первый этап окончен, в п-мерном столбце сигнальных элементов 5 высвечивается пункт назначения груза, наиболее удаленный от грузообразующего пункта.
На втором этапе оператор должен найти наименьший элемент в строке nQn-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями 3, находящейся против уже найденного и подсвеченного пункта назначения груза (в данном примере второго) .
Нажатием кнопочного выключателя 9 оператор включает источник 10, который через открытый ключ 14г уже подключен к резисторам 15г,i....... 15г, ..... и пороговым элементам 16г, .... 16г„......
Первым срабатывает пороговый элемент
16г, ... Единичный потенциал с его выхода через элемент ИЛИ 23„подается на один вход элемента И 18„, включенного на единичном входе триггера 19„. На другой вход элемента
И 18 подан разрешающий единичный потенциал через замкнутый переключатель 20„.
Триггер 19„устанавливается в «1». Засвечивается сигнальный элемент 21 . Кроме того, с выхода порогового элемента 16г,, единичный потенциал через элемент ИЛИ 17г подается на нулевой вход триггера 19г, который устанавливается в «О». Гаснет сигнальный элемент 21г, размыкается ключ 14г.
Процесс нахождения наименьшего элемента в дальнейшем аналогичен описанному.
После каждого шага оператор должен решить, включать или не включать новый найденный пункт назначения в маршрут грузового транспорта. Решение зависит от потребности грузополучателя и грузоподъемности транспорта. Если найденный пункт включается в маршрут, то оператор переходит к отысканию следующего. В противном случае устройство переводится в исходное состояние, т. е. устанавливаются в «О» все триггеры и
6 устройство подготавливается к работе по составлению следующего маршрута.
Пункты назначения, потребность которых в грузах удовлетворена полностью (или по каким-либо причинам частично) из дальнейших расчетов исключаются размыканием соответствующего переключателя 20ь... 20„. При этом разрешающий единичный потенциал снимается со входа элемента И 18, и соответствующий исключенному из рассмотрения пункту триггер 19 теряет возможность устанавливаться в «1».
Фор мула изобретения
Устройство для составления развозочных маршрутов, содержащее и-мерный столбец элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями, элементы которого содержат последовательно соединенные резистор и пороговый элемент, п-мерный столбец ключей, n)(n-мерную матрицу элементов задания расстояний между грузополучателями, элементы которой, кроме диагональных, содержат последовательно соединенные резистор и пороговый элемент, п-мерный столбец элементов управления, каждый из которых содержит триггер, к нулевому входу которого подключен выход элемента ИЛИ, а к единичному входу — выход элемента И, один вход которого через переключатель соединен с источником постоянного напряжения, и-мерный столбец сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок, п-мерную строку элементов ИЛИ, элемент ИЛИ, триггер, кнопочный выключатель, источник линейно нарастающего напряжения и переключатель, отличающееся тем, что с целью расширения области применения, в нем выход элемента ИЛИ соединен с нулевым входом триггера, единичный вход которого через кнопочный выключатель подключен к источнику постоянного напряжения, а выход соединен со входом источника линейно нарастающего напряжения, выход которого соединен с первыми входами ключей п-мерного столбца ключей непосредственно, а со свободными вводами резисторов п-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями — через переключатель, соответствующие входы элементов ИЛИ п-мерной строки элементов ИЛИ подключены к выходам пороговых элементов одноименных элементов п-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями и одноименного столбца и)(п-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями, выходы элементов ИЛИ и-мерной строки элементов
ИЛИ соединены со вторыми входами элементов И одноименных элементов и- мерного столбца элементов управления, соответствующие входы элементов ИЛИ которого подключены к выходам пороговых элементов одноименной строки п)(п-мерной матрицы элемен525124
1
1 !
Составитель Г. Сорокин
Редактор В. Филиппова Техред А. Камышникова Корректор Е. Хмелева
Заказ 2003/3 Изд. № 1591 Тираж 864 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 тов задания расстояний между грузополучателями, соответствующие входы элемента
ИЛИ подключены к выходам пороговых элементов и-мерного столбца элементов задания расстояний между грузоотправителем и грузополучателями и выходам элементов ИЛИ и-мерного столбца элементов управления, единичные выходы триггеров которого соедииены со входами одноименных сигнальных элементов и-мерного столбца сигнальных элементов и полей записи объемов перевозок и одноименных ключей и-мерного столбца
5 ключей, выходы которых соединены со свободными вводами резисторов одноименной строки n)(n-мерной матрицы элементов задания расстояний между грузополучателями.