Ограничитель момента электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социал истимеских

Республик (1 ): Qp Q)„QQ

1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 1 1.09.74 (21) 2068898/07 (51) М. Кл.

H 02 Н 5/00

Н02Р 3/02 с присоединением заявки №

Государстеенный комитет

Совета Министраа СССР оо делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.08.76.Бюллетень №30 (45) Дата опубликования описания 04,11.76 (53) У ДК 6 2 1,3 1 3,2 (088,8) (72) Авторы изобретения

H. К, Парц, N. С. Ворошилов и С. H. Андреенко (71) Заявитель (54) ОГРАНИЧИТЕЛЬ МОМЕНТА ЗЛЕКТРОДБИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электроприво- дам и может быть использовано в приводе подъема захвата перегрузочной машины ядерного реактора, в котором захват с, тепловыделяюшей сборкой подвешен на двух установленных в вертикальных на,правляющих цепях, предназначенных для передачи как тянуших, так и толкаюших

:усилий, Для предохранения тепловыделяюшей сборки от разрушения такие приводы )О снабжаются устройствами для ограничения усилия на захвате и компенсации переменного веса цепей.

Известен ограничитель момента, являюшийся составной частью манипулируюшего l5 приспособления и ограничиваюший усилие на захвате (1). Однако такой ограничитель не обеспечивает достаточной точности ограничения.

Известен также ограничитель момента 20 электродвигателя, в котором используется реактивный момент поворотного статора, ограниченного усилием пружины(2), !

Недостатком такого ограничителя являеч ся невозможность автоматического регули- 2б,рования предельного момента в эависимос1 ти от угла и направления поворота ротора, ! что требуется в приводе подъема захвата перегрузочной машины ядерного реактора ,в связи с переменным влиянием веса цепей на усилие захвата, Для обеспечения возможности автоматического регулирования предельного момента в зависимости от угла и направления поворота ротора в предлагаемом ограничи, теле на статоре закреплено зубчатое колесо, связанное с рейкой, поджатой с двух сторон пружинами, которые опираются на винты, сопряженные с гайками,,пол чаюшими врашение от ротора через отдельные ,кинематические пепи, На фиг, 1 изображен описываемый ограничитель момента электродвигателя, установленный B приводе подъема захвата перегрузочной машины ядерного реактора; на фиг. 2 - захват, подвешенный к веду:щим звездочкам при помоши двух цепей.

Ограничитель момента ытектродвигателя содержит ротор 1 с зубчатыми колеса, ми 2 и 3 и статор 4, смонтированный

525195 на подшйпниках 5 и б и несущий на себе зубчатое колесо 7, Зубчатое колесо 2 через зубчатую передачу связано с входным валом 8 распределительной коробки 9, на выходных валах которой закреплены при- 5 водные звездочки lO и 11. На звездочках 10 и 11 при помощи цепей 12.подвешен захват 13 с тепловыделяющей сборкой, 14. Зубчатое колесо 3 через систему зуб- чатых колес с передаточным числом 1 1О соединено с гайкой 15 и через систему зубчачъ х колес с передаточным числом

1 с гайкой 16. Гайки 15 и 16 взаимодействуют с винтами 17 и 18, соответсч венно, Внутри винтов 17 и 18 смонтирован стержень с закрепленной на нем зубчатой рейкой 19, удерживаемой пружинами ,20 и 21 с шайбами 22 и 23 в корпусе 24.

Зубчатое колесо 7 находится в зацеплении с зубчатой рейкой 19 и зубчатым колесом: О

25. Зубчатое колесо 25 закреплено на винте

26, взаимодействующем с гайкой 27, несущей на себе стержень 28. Стержень 28 взаимодействует с конечными выключателями 29 и 30, управляющими приводным дви И гателем и тормозом 31.

Ограничитель . момента, электродвигателя работает следующим образом.

ЗО

При включении двигателя движение через зубчатое колесо 2 и распределитель. ную коробку 9 передается приводным звездочкам 10 и 11, По мере вращения звездочек перемешаются цепи 12 и подвешенный як на них захват 13 с тепловь1деляюшей сборкой. При отсутствии сопротивлений перемещению захвата сверх допустимой величины приводной двигатель развивает момент, меньший предельного, нодлежашего ограни- 40 чению значении, и реактивный момент на статоре ые способен преодолеть действие пружины 20 (или при обратном вращении пружины 21), Пружины 20 и 21 предвврительно поджаты каждая на определенную 45 величину и благодаря ыаличи(о промежуточных шайб 22 и 23, опирающихся на корпус 24, не могут оказывать влпянпядруг на друга. Предварительный натяг пружин таким образом обсспсчпвает ысподвпжность 50 статора прн крутяш1(х моментах на двигателе, ые пр((водя(((их к превышению йределы(о допустимых усилий на захватс.

Так KQK для нормальной работы nepepp çÎ÷((ÎÉ маы1(пи 1 с. 1сдусT м р 1111(ч(1в (ть ы(l захватг как ггп(у(п:с усилие при подьеме, тлк ы толкаюшсс усплыс нри о11ускс(1(ии, разл(1(а(с11;ис".я мсжду собой по абсо:истыой.

)вслпчппс в нсско;1ько раз, пружины 20 и 21 выбирают соответственно различно жесткости.

Усилие на захвате и, соответственно, на тепловыделяющей сборке, помимо момента, создаваемого двигателем, зависит от положения захвата по высоте. Это происходит потому, что на захват действует вес цепей, создающий на валах звездочек дополнительный переменный по величине и направлению момент. Дпя компенсации пере-: менного по величине и направлению влияния ве- ( са цепей на усилие иа захвате натяг каждой из, пружин 20 и 2 1 изменяется при помощи гаек

15 и 16, получающих вращение от ротора 1 двигателя в прямой зависимости от угла его поворота, и, соответственно, положения захвата 13 по высоте и дейст вующего на захват веса цепей, Ьлагодаря этому происходит автоматическое регулирование предельного момента двигателя и в любой момент времени сумма . крутящих моментов, создаваемых двигателем и цепями, не приводит к превышению я допустимого усилия на захвате, При возрастании сопротивления перемещению захвата сверх допустимого и соответствующем возрастании момента на валу ротора реактивный момент статора перестает уравновешиваться пружинами (20 или 21) и статор начинает поворачиваться. Одновременно с поворотом статора повертывается винт 26, гайка 27 перемещается ыа конечный выключатель

29 или 30, двигатель выключается и включается тормоз 31, что предохраняет тепловыделяюшую сборку 14 от далы;ейшего возрастания приложенного к ыей усилия и возможного разрушения.

Формула изобретения

Ограничитель момента электродвигателя, выполненного со статором, поворот которого ограничен усилием пружины, содержащий взаимодействующий со ста тором выключатель, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения воэ- i можыости автоматического регулирова ия предельного момента в зависимости от угла и направления поворота ротора, на статоре закреплено зубчатое колесо, связанное с рейкой, поджатой с двух сторон пружинами, которые опираются на винты, сопряжен(11(е с гайками, получаю-6

,Заказ 5092/593

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 щими вращение от ротора через. отдел

,ные кинематнческие пепи.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1 |Àâò. св, % 260027, кл. В66 с 15, 1968, 2. Альбом "Предохранительные уст» ройства кранов мостового типа"„М., 1972, 1 ст р. 1 6 (прототип) .

Тираж 882 Подписное