Колесо транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (и) 525566 (61) дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено18.06.75 (21) 2145772/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано25.08.76.Бюллетень №31 (45) Дата опубликования описания 23.11,76
2 (51) М. Кл.
B 60 В 19/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК629.11.012.. 3 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Л. Кемурджиан, Э. Д. Колпаков, А. Ф. Кудрявцев и В. К. Мишкинюк (71) Заявитель (54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к колесным движителям высокой проходимости, имеюшим некруглую форму обода.
Известно колесо транспортного средства, содержашее гибкий обод, соединенный со ступицей шарнирно прикрепленными двухзвенными спицами, кулачок, установленный на оси колеса и взаимодействуюший со свободными концами спиц, высгупаюшимизашар- ip ниры ступицы.
Однако такие колеса не способны изменять находу форму обода, поэтому в некруглом ободе сохраняется повышенный уровень внутренних напряжений, отрицательно влияюший на работу колеса. Кроме того, эти колеса не способны приспосабливаться к опорной поверхности грунта, тем самым снижается их проходимость.
Цель изобретения — повышение проходимости, увеличение ресурса работы колеса и снижения механических потерь за счет изменения формы обода на ходу транспортного с редства. 25
Это достигается гем, что ку-лачок выполнен в виде кольца из деформируемого материала, а на оси колеса установлен механизм деформации указанного кольца.
Механизм деформации кольца размешен внутри него. Кроме того, механизм дефорл вцик может быть выполнен в виде шарнирно связанных между собой звеньев. расположенных в форме ромба, соединенного своими шарнирами с кольцом, и двухнакресгпежаших рычагов, каждый из которых шарнирно прикреплен к серединам противоположных звеньев ромба. При этом один из рычагов соединен с осью колеса жестко, а другой — шарнирно и связан с силовым приводом.
С целью увеличения жесткости профиля кольца, каждый конец рычага снабжен взаимодействуюшим с кольцом упором.
На фиг. 1 показано колесо с овапьнь|м конгуром обода, обший вид; на фиг. 2 — го же, с круглым контуром обода; на фиг. 3 колесо, разрез по оси; на фиг. 4 — кулачок с механизмом его деформации с круглым профилем кольца, обший вид; на фиг. 5 — rn же, с овальным профилем кольца; на фпг. 6525566 силовой привод механизма деформации кулачка.
Колесо состоит из гибкого металлического обода 1, который соединен со ступицей
2 при помощи набора двухзвенных спиц, сос- 5 тояших из звеньев 3 и 4. Звенья 3 и 4 со единены шарнирами 5, а с ободом 1 и ступицей
2 - соответственно шарнирами 6 и 7.
Концы 8 звеньев 4 спиц, выходяшие за шарниры 7, снабжены роликами 9, катяши- 10 мися по внутренней поверхности кулачка 10, выполненного в виде кольца из деформируемого материала, например металлического обруча.
Внутри кулачка 10 размешен механизм 15 его деформации который состоит из шарнирного ромба, составленного из звеньев 11 и накрест лежаших рычагов 12 и 13. Звенья
11 ромба соединены шарнирами 14 между собой и с кулачком 10, а рычаги 12 и 13 посредством шарниров 15 соединены с серединами противоположных звеньев 11. Причем рычаг 13 установлен на оси 16 колеса неподвижно, а рычаг 12 на той же оси 16— шарнирно и связан с силовым приводом 17 через поводок 18.
Корпус силового привода 17 соединен поводком 19 сосью16 колеса. Колесная ось 16 установлена в подшипниках балансира 20 параллелограммной подвески, и в ней размешен привод колеса (на чертеже не показан), а поводок 19 соединен с реактивной штангой указанной подвески. Для увеличения жесткости кулачка 10 концы рычагов 12 и
13 снабжены профилированными упорами 21. З
При движении по грунтам с высокой н сущей способностью механизмом деформации устанавливается круглая форма обода 1 (см. фиг. 2 ) .
На грунтах с низкой несущей способностью 40 осуществляется перелом or круглого обода к овальному (см, фиг. 1). При этом силовой привод 17 воздействует на поводок 18 рычага 12, поворачивая последний относительно колесной оси 16 в фиксированное положение. Рычаг 12 через шарниры 15 производит складывание механизма деформации, который шарнирами 14 и упорами 21 придает кулачку 10 овальную форму (см. фиг, 5).
Ролики Э,взаимодействуя с внутренней поверхностью кулачка 10 через звенья 4 и 3 спиц, вызывают деформацию обода 1, обеспечивая его овальную форму.
Посредством разной степени деформации обода предлагаемое колесо может приспосабливаться к грунтам с различной несушей способностью, обеспечивая пониженные внутренние напряжения в режиме движения с круглым ободом, что повышает его долговечность. Кроме того, само колесо может изменять клиренс транспортного средства.
Формула изобретения
1. Колесо транспортного средства, содержашее гибкий обод, соединенный со ступицей шарнирно прикрепленными двухзвенными спицами, кулачок, установленный на оси колеса и взаимодействуюший со свободными концами спиц, выступающими за шарниры ступицы, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения проходимости, увеличения ресурса работы колеса и снижения механических потерь за счет изменения формы обода на ходу транспортного средства, кулачок выполнен в виде кольца из деформируемого материала, а на оси колеса установлен механизм деформации указанного кольца.
2.Колесопоп. 1, о тли чаюшее с я тем, что механизм деформации кольца размещен внутри него.
3. Колесо по пп. 1и2, о т л и ч а— ю ш е е с я тем, что механизм деформации выполнен в виде шарнирно связанных между собой звеньев, расположенных в форме ромба, соединенных своими шарнирами с кольцом, и двух накрест лежаших рычагов, каж дый из которых шарнирно прикреплен к серединам противоположных звеньев ромба, при этом один из рычагов соединен с осью колеса жестко, а другой - шарнирно и связан с силовым приводом.
4, Колесо по и. 3, о т л и ч а ю ш ее с я тем, что, с целью увеличения жесткости профиля кольца, каждый конец рычага снабжен взаимодействующим с кольцом упором.
525566
5 182/46 Т р Ме льни
Е1НИИПИ Гос. ираж 901 П одписное осударственного ко комитета Совета М по делам изоб ете а Министров СССР о ретений и открь
Москва, Ж-35
> гии
Филиал ППП "
Раушская н
Па аб., 4/5 тент", r. Ужго о род, ул. Проектная, 4 едактор Л. Н
Сос гави игель д. Лпге
° аРоднаЯ ТехРед . Дем
Заказ демьянова Коррекго Д ченк