Механизм переключения коробки передач мотоцикла
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистимеских
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (")525568 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено13.01.75 (21) 2095674/11 с присоединением заявки № (51) М. Кл.
В 60 К 20/02
В 62 N 11/04
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений н аткрытий (23) Приоритет (43) Опубликовано25.08.76.Бюллетень №31 (53) УДК 629.118.6-62 9. 1 1 3-5 85. 1 (088.8 ) (45) Дата опубликования описания 22.11.76 (72) Авторы изобретения
В. И. Аксенов, С. С. Аверьянов и Ф. Ф. Носков (71) Заявитель
Завод им. B. А. Дегтярева (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
MOTOUNKIIA
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам переключения коробки передач мотоцикла.
Известен механизм переключения коробки передач мотоцикла, содержащий основание с пазами, приводимый педалью вал переключения с прикрепленным к нему поводком, взаимодействующим с помощью подпружиненного храповогоустройства с диском, установленным на связанной с основанием механизма оси и имеющим пазы, пальцы вилок переключения, размещенные в пазах основания и диска, и возвратное устройство с пружиной.
Однако известные механизмы недостаточно надемжы в работе и после сборки коробки 15 передач необходима индивидуальная регулировка возвратного устройства.
Uem изобретения — повышение надежности, упрощение монтажа и эксплуатации механизма. 20
Для этого возвратное устройство снабжено ползуном, на одном конце которого выполнены замкнутый продольный паз с расположенной в нем оськ диска, и боковь е выступы, опирающиеся на храповое устройство, и прикрепленной к основанию механизма направляющей планкой со сквозным пазом с подвижно размещенным в ней другим концом ползуна, пружина возвратного устройства выполнена цилиндрической и расположена между упомянутыми выступами ползуна и направляющей планкой, а в поводке вала переключения выполнен центральный откр.л-. тый паз с расположенным в нем храповым устройством, при этом поводок снабжен симметричными относительно паза зубьями, взаимодействующими в крайних положениях вала переключения с основанием механизм а.
На фиг. 1 изображен общий вид механизма со стороны вала переключения (вал переключения и поводок условно не показаны); на фиг. 2 - разрез Б-Б на фиг. 1; нафиг. 3вид по стрелке А на фиг. 1.
Механизм переключения передач содер2KHI диск 1, имеющий возможность вращения относительно оси 2, запрессовацной в основание механизма 3. В пазах диска 1 расположены пальцы 4, которые одновременно входят и в пазы основания механизма 3 °
Пальцы 4 закреплены на вилках переключе525568 ния 5. В корпусе 6 храпового устройства, связанном с осью 2, размещены собачка
7, которая своими выступами входит в окна диска 1, и пружина 8, устанавливающая собачку 7 в исходное положение. 5
Подпружиненный стопор 9, размещенный на корпусе коробки перемены передач, попадая в лунки диска 1, обеспечивает фиксацию установленной передачи.
Возвратное устройство состоит из под- 1О пружиненного цилиндрической пружиной 10 ползуна 11 с замкнутым продольным пазом для установки ползуна на оси 2 и хвостовиком, входящим в паз направляющей планки
12, которая служит для предотвращения пе- 1 рекосов при продольном перемещении ползуна 1 1 на оси 2.
Цилиндрическая пружина 10 одним своим торцом опирается на направляюшую планку
12, другим - на выступы ползуна 11. Пос- рр ледние расположены напротив выступов корпуса 6 храпового устройства. На валу переключения 13 жестко закреплен поводок 14, имеющий центральный открытый паз, в котором расположен корпус 6 храпового устройства. Поводок 14 снабжен симметричными относительно паза и корпуса 6 зубьями, которые в нейтральном положении расположены симметрично относительно боковых граней основания механизма 3, а при ЭО повороте вала переключения 13 на максимальный угол в какую-либо сторону один из зубьев взаимодействует с боковой гранью основания механизма 3, ограничивая тем самым угол поворота вала переключения 13. З5
Механизм работает следующим образом.
При нажатии на педаль (на чертежах не показана) вал переключения 13, поворачиваясь вместе с поводком 14, поворачивает корпус 6 храпового устройства, обеспе-40 чивая этим перемещение диска 1 взаимодействием выступов собачки 7 с окнами поворотного диска 1. Одновременно корпус 6 храпового устройства одним из выступов воздействует на соответствуюший выступ 35 ползуна 11, который, передвигаясь в направляюшей планке 12 и скользя своим пазом по оси 2, сжимает цилиндрическую пружину
10. В момент включения передачи (поворота диска 1 на максимальный угол) и фиксации диска 1 стопором 9 зуб поводка 14 (см. фиг. 3) упирается в боковую поверхность основания механизма 3, ограничивая дальнейшее движение диска 1.
При снятии нагрузки с педали цилиндрическая пружина 10 перемешает ползун 11, который, в свою очередь, возвращает корпус 6 храпового механизма, поводок 14 и вал переключения 13 в исходное положение.
Формула изобретен" я
Механизм переключения коробки передач мотоцикла, содержащий основание с пазами, приводимый педалью вал переключения с прикрепленным к нему поводком, взаимодействуюшим с помошью подпружиненного храпового ус т ройс тва с диско м, ус тано вле нны м на связанной с основанием механизма оси и имеюшим пазы, пальцы вилок переключения, размешенные в пазах основания и диска, и возвратное устройство с пружиной, отличающийся тем, что,сцелью повышения надежности, упрощения монтажа и эксплуатации механизма, возвратное устройство снабжено ползуном, на одном конце которого выполнены замкнутый продольный паз, в котором расположена упомянутая ось диска, и боковые выступы, опираюшиеся на храповое устройство, и прикрепленной к основанию механизма направляк шей планкой со сквозным пазом, в котором подвижно размещен другой конец ползуна, пру жина возвратного ус тройс тв а выполнена цилиндрической и расположена между упомянутыми выступами ползуна и направляюшей планкой, а в поводке вала переключения выполнен центральный открытый паз, в котором расположено храповое устройство, при этом поводок снабжен симметричными относите но паза зубьями, взаимодействующими в крайних положениях вала переключения с основанием механизма.
525568
Sud А
Составитель В. Аравии
Редактор Н. Козлова Техред A. Демьянова Корректор Д. Мельниченко
Заказ 5182/465 Тираж 901 Подписное
1ЛНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4