Привод клапана
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1)525833 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.02.75 (21) 2112108/08
2 (51) M. Кл.
F 16 K 21/53 с присоединением заявки №
Гяо, .-:;вротвен;.:о :.. квинтет
Иоевтв Министров СССР ов делая ивооретоний.. открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.08.76.Бюллетень № 31 (45) Дата опубликования описания 20.10.76 (53) УДК 621. . 646. (088.8) 72) Автор изобрет ния
А. С. Шевченко (71) Заявитель (P4) ПРИВОД КЛАПАНА
Изобретение относится к арматурострое. ,нию.
Известны приводы клапанов, выполненных в виде винтовой пары, винт которой .связан со штоком, а гайка выполнена в б ступице колеса, кинематически связанного с валом приводного устройства.
Известные приводы имеют сложную кинематическую схему.
Предлагаемый привод клапана отличает- )0 ся от известных тем, что с целью,ynporiieния конструкции на валу приводного устройства укреплены два зубчатых колеса, первое из которых неповоротно относительно вала, подвижно. вдоль него и связано с l5 гайкой, а часть головки винта выполнена, например, в виде квадрата и на ней установлено зубчатое колесо, связанное со вторым, свободйо проворотным на валу приводного устройства зубчатым колесом, причем пере 20 дато щое отношение между первым колесом, и гайкой и вторым .колесом и колесом, ук,репленным на квадрате винта, различны, а ба колеса на приводном устройстве снабже,ны средством для их периодической связи.,25
На фиг. 1 изображен предлагаемый привод клапана; на фиг. 2 — узел соединения винта со штоком. Привод клапана.содержит
1 две кинематические пары зубчатых колес
1, 2 и 3, 4, установленных в корпусе 5 и имеющих близкое, но неравное передаточное отношение. Зубчатые колеСа 1 и 3 закреплены на ведущем валу 6, который соединен с приводным устройством, например электродвигателем 7. Колесо 3 смонтировано на валу 6 через шпоночное соединение, а колесо 1 связано с колесом 3 через кулачков пи муфту 8, образуя вместе блок шестерен.
Зубчаток колесо 3 подвижно в осевом направлении и постоянно поджимается пружиной 9 в направлении замыкания кулачковой муфты 8.
Для раэмыкания кулачковой муфты слу жит вилка 10. При разомкнутой кулачковой муфте зубчатое колесо 1 может свободно вращазься на валу 6. Зубчатое колесо 4 выполнено заодно с гайкой 1 1 и закреплено
1 консольно на двух шар икон одш и п11 н к ах В кпр-т пусе 5, причем оно имеет возможность псе
Boro смещения относительно внугрпнних
525831 обойм подшипника. Гайка 11 сопряжена с винтом 12. Зубчатое колесо 2 закреплено на двух подшипниках, один из которых размещен в верхней части корпуса 5, а другой в расточке колеса 4. Наружные обоймы под- 5 шипников установлены подвижно в осевом направлении и вся кинематическая цепь замыкается пружиной 13, выполненной в виде пакета тарельчатых пружин. Степень сжатия
13 регулируется резьбовой заглушкой. B 10 ступице колеса 2 выполнено отверстие в виде квадрата для передачи крутящего момента квадратному хвостовику винта 12 и обеспечения возможности осевого перемещения винта 12 относительно колеса 2. 15
На верхнем конце ступицы колеса 2 закреплен маховик 14, а в цилиндрическом отверстии — штанга 15, которая служит указателем степени открытия клапана и упором для хвостовика винта 12 в открытом
20 положении клапана.
Наружная обойма верхнего подшипника колеса 2 через промежуточную шайбу вкрайних положениях затвора клапана имеет возможность воздействовать на рычаг 16, свя25 занный с кнопкой микровыключателя 17.
Винт 12 соединен со штоком 18 запорного органа двусторонним упорным подшипником
19.
После включения приводного устройства, например электродвигателя, на закрытие клапана одновременно вращаются обе пары колес 1,2 и 3,4. Вместе с ведомыми колесами 2 и 4 быстро вращаются винты 12 и
Зб гайка 1 I. Однако за счет разности угловых скоростей колес 2 и 4, гайке и винту сообщается относительное медленное вращение, которое и обеспечивает медленное выдвижение винта 12, а вместе с ним и штока 18
40 в направлении седла клапана. После того, как затвор упрется в седло, резко возрастает осевая сила, которая действует на пружину 13, сжимает ее и колеса 2 и 4 смешаются вверх, действуя на рычаг 16 микровыклю 15 чателя 17, который отключает электродвигатель 7, так как усилие пружины в закрытом положении клапана постоянно воздействует на пару запорный орган — седло.
Для открытия клапана вращают приводное устройство, например электродвигатель, в противоположном направлении. После отхода запорного органа от седла клапана пружина 13 возвращает колеса 2 и 4. и рычаг
16 в исходное положение.
В конечном открытом положении запорного органа клапана хвостовик упирается в ступицу колеса 2 и создает осевую силу, действующую вверх и смешаюшую колесо 2 относительно колеса 4.
При перемещении колеса 2 в осевом направлении сжимается пружина 13, одновременно перемешается и верхний подшипник, действуя на головку рычага 16 микровыключателя 1 7, отключающего электродвигатель.
Формула изобретения
Привод клапана abmoJIHeHHbIM в виде винтовой пары, винт которой связан со штоком, а гайка выполнена в ступице зубчатого колеса, кинематически связанного с валом приводного устройства, о т л и ч а— ю ш и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции, на валу приводного устройства укреплены два зубчатых колеса, первое из которых неповоротно относительно вала, подвижно вдоль него и связано с гайкой, а часть гоповки винта выполнена, например, в виде квадрата и на ней установлено зубчатое колесо, связанное со вторым, свободно поворотным на валу приводного устройства зубчатым колесом, причем передаточные отношения между первым колесом и гайкой и вторым колесом и колесом, укрепленным на квадрате винта, различны, а оба колеса на приводном устройстве снабженысредством для их периодической связи.
525831 !
Составитель Б, Куров
Редактор B. Дибобес Техред М. Левицкаи Корректор C. Болдижар
Заказ 5186/494 Тираж 1134 Подписное
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д. 4/5