Крепление сердечника к корпусу статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И C А Н И Е (») 528042

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 02.07,74 (21) 2037734/О7 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет (51) М. Кл. Н 02К 1/18

Государственный комитет

Совета Министров АЗССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано25.08.76.Бюллетень № 31 (53) ДК 621,313, О4 (088.8) (45) Дата опубликования описания 01,12.76

В. И. Иогансен, И. А, Птакул, A. А. Салий и В. П. Чернявский (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) КРЕПЛЕНИЕ СЕРДЕ -!НИКА К КОРПУСУ CTATOPA

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ 1А р ИН Ы

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к конструкциям крепления сердечника к корпусу статэра крупных электрических машин, например турбэгенераторов.

Известно крепление сердечника к корпусу статора электрической машины посредством стяжных ребер, .имеюших выступы, входяшие в соответствующие пазы сердечника Lll. В этом креплении стяжные ребра закреплечы в пазах с помощью клиньев, В пазы сердечника установлены обоймы со скошенными внутренними гранями. В обоймах размещены ребра, а в зазорах между гранями обоймы и ребрами установлены 15 клинья. Однако выполнение заклинивающих устройств в пазу технологически сложно из-за недостатка места, Кроме тэгэ, мэмент, препятствующий провороту ребра в .пазу, создается в эсновном силами трения, кото- 20 рые меньше сил заклинивания, и плечо этих сил также мало. В указанном устройстве не предусмотрена компенсация зазоров, образуюшихся в пазу из-за износа контактирующих поверхностей при вибрациях, глав- 25 ным образом, вследствие поворотных перемещений ребра относительно сердечника.

Известно также крепление сердечника к корпусу статэра электрической машины, например турбогенератора, посредством стяжных ребер, имеющих выступы типа ласточкина хвоста, вхэдяшпе 3 соответствуюшие пазы сердечника P2 j. В этэм устройстве в пазах ласточкиных хвэстэв задается определенный зазор для возмэжности сборки сердечника. Однако при вибрациях сердечника на р бэтаюшем турбогенераторе в зазэре неизбежнэ происходят периодические осеударения, следствием чего является повышенный шум cãàòîpà, пэвреждение активной стали сердечника, интенсивные колебания ребер, привэдя цпе иногда к повреждению упругих элементов.

Последнее из указанных вьпие устройств является более близким к изобретению.

Целью изобретения является повышение надежности крепления сердечника к корпусу статора.

Указанная цель достигается тем, что стяжные реэра по длине с обеих сторон,I/ //. 7 7// //,7/ <..ра>(. 882

Пэдп;(с:(ое охвачены скобами, нижние части котов..(, распопоженнь-.е между ребаами и серде-(ни . ком, выпэлнень(клиновиднь.ми, причем скобы стянуты тангенциально при помощи болтов и пружинных элементов, например тарельчатых пру>хин.

На фиг. 1 изображено крепление, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, другой вариант исполнения.

На наружной поверхности сердечника 1 статора выполнены пазы в форме ласточкина хвоста 2, в которых установлены ребра 3, стягивающие набранный из отдельных сегментов сердечник 1. Со стороны, обращенной к сердечнику, каждое ребрэ имеет скошенные грани 4.

Стя>кные ребра 3 пэ длине с обеих стэрон охвачены скобами 5, нижние части ко-, торых выполнены клиновидными и имеют скос, соответствующий нижней грани 4 ребра 3. Верхние части скоб упираются друг в друга (см. фиг. 1) или в боковые стороны ребра 3(см, фиг. 2 ) . В ребре 3 выполнено проходное отверстие 6, через которое проходит болт 7, скрепляющий ребро

3 со скобами 5. Для обеспечения стабильности натяга в процессе эксплуатации под гайку 8 болта 7 установлены пружинящие элементы, например, пакеты тарельчатых пружин 9.

Клиновидные части скэб создают натяг между ребром и сердечником, в результате чего ласточкин хвост ребра заклиниваетсч в пазу и препятствует радиальному и тангенниальпому перемешени о ребра 3, Ц (-(i I (j, (>а(«а э, .- ...э:/>

Кроме того, скобы жестко = большим плечевым моментом фиксирующие положение ребра, не допускают поворота ласточкина хвоста в пазу. Пакеть. тарельчатых пружин, установленные под, гайки стяжных болтов, осуществляют постоянное поджа-и= клиновидных частей скоб и предотвращают ослабление натяга из-за возможных

på(ðýðMàöèé и эбмятие контактирующих под верхностей.

Изобретение просто и технологично, надежно в работе и допу-скает контроль под>катия в процессе эксплуатации.

Я

Формула изобретения

Крепление сердечника к корпусу статора электрической машины, например турбогенератора, посредством стяжных ребер, имеющих выступы типа ласточкина хвоста, входящие в соответствующие пазы сердечника, отличающееся тем,что, с цель(о повышения надежности крепления, ;@ стяжные ребра пэ длине с обеих сторэн охвачены скобами, нижние части которых, распэложенчые между ребрами и сердечником, выполнены клиновидными, причем скобы стянуты тангенциальнэ при помощи

ЗО болтов и пружинных элементов, например тарельчатых пружин., Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, А, с. No. 288 1 1 1, кл, Н02К 1/18,,"Д .(.>7 г, 12 316, кл(„НО2(К 1/18, г. i поо.. ОT(:i((,