Диафрагма турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 5267I3
СОЮЗ Советских
Социалистических
Ресоублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.03.75 (21) 2111269/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.08.76. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 12.10.76 (51) М. Кл 2 Г OID 9/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.165(088.8) (72) Авторы изобретения
H. Н. Мозгов и В. Б. Сандовский
1 (71) Заявитель (54) ДИАФРАГМА ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к области энергомашиностроения и может быть использовано при производстве турбомашин.
Известны диафрагмы, содержащие полые направляющие лопатки, сообщенные с щелями, выполненными на торцовой поверхности внутреннего обода со стороны входа потока (1). Однако в таких диафрагмах при попадании рабочего тела, протекающего через диафрагменное уплотнение, в корневую зону за направляющими лопатками, порисходит набухание и отрыв пограничного слоя. Отрыв пограничного слоя ухудшает распределение газодинамических параметров, линии тока оттесняются от коня к периферии направляющих лопаток, уменьшая активную проходную площадь, что снижает к.п.д. турбомашины.
Целью изобретения является повышение к.п.д. турбомашины путем отсоса пограничного слоя из корневой зоны и рабочего тела, протекающего через диафрагменное уплотнение.
Указанная цель достигается тем, что щели выполнены на торцовой поверхности со стороны выхода потока.
На чертеже показана диафрагма турбомашины.
Диафрагма турбомашины содержит внутренний 1 и наружный 2 ободы с кольцевыми каналами 3 и 4, полые направляющие лопатки 5 и диафрагменные уплотнения 6. На торцовой поверхности 7 внутреннего обода 1 выполнены щели 8, соединяющие кольцевой канал 3 с торцовой поверхностью 7 со стороны
5 выхода потока. Кольцевой канал 4 в наружном ободе соединен отводом 9 с областью меньшего давления, например с регеператпвным теплообменником.
Суммарная площадь поперечных сечений
10 щелей 8 должна быть не меньше площади кольцевого зазора в уплотнении 6.
Рабочее тело, протекающее через диафрагменное уплотнение 6, и часть рабочего тела из пограничного слоя прикорневой зоны через
15 щели 8 в торцовой поверхности 7, канал 3, полые лопатки 5, канал 4 отсасывается в область меньшего давления через отвод 9.
Выполнение отсоса на торцовой поверхности диафрагмы турбомашины со стороны выхода
20 позволяет отвести из корневой зоны направляющих лопаток пассивное рабочее тело пограничного слоя и дигфрагменных уп IQTHcний и тем самым уменьшить, отрывные явления и улучшить аэродинамику основного по25 тока, что приводит к повышен.по коэффициента полезного действия турбомашпны.
Предложенная диафрагма турбомашпны по расчетам заявителя позволяет снизить вторпчные потери в ступени на 10% и повысить ко30 эффициент полезного действия турбоуст",íoâêö на 0,2%.
526713
Формула изобретения
Составитель В. Гуторов
Техред 3. Тараненко
Редактор В. Левятов
Корректор Л. Орлова
Заказ 2146/13 Изд, М 1634 Тираж 690 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4)5
Типография, пр. Сапунова, 2
Диафрагма турбомашины, содержащая полые направляющие лопатки, сообщенные с щелями, выполненными на торцовой поверхности внутреннего обода, отличающаяся тем, что, с целью повышения к.п.д. путем отсоса пограничного слоя из корневой зоны, щели выполнены на торцовой поверхности со стороны выхода потока.
Источники информации, принятые во вни5 мание при экспертизе:
1. Патент Польши Хо 52814 кл. 14С 12/02
1967.