Упругая центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С-"А .Н -И Е I 0п 526732
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву 389320 (22) Заявлено 03.10.73 (21) 1963?84/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.08.76. Бюллетень ¹ 32
Дата опубликования описания 20.10.76 (51) М. Кл.-" F 16Р 43/14
F 16D 3/52
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.825.5 (088,8) по делам изобретений н открытий (72) Автор изобретения
В. М. Меркулов (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения.
По BBT. св. № 389320 известна упругая центробежная муфта, содержащая чашеобразные полумуфты, связанные между собой эластичной лентой, свободно облегающей внутренние поверхности полумуфт, и грузы, расположенные в каждой полумуфте с внутренней стороны эластичной ленты.
В такой муфте регулирование ее нагрузочной способности осуществляется путем извлечения грузов из полостей полумуфт. При этом муфта для извлечения грузов должна быть демонтирована, снята с валов, на которых она установлена, и разобрана. Необходимость снимать и разбирать муфту при регулировании нагрузочной способности вынуждает на значительные затраты труда и времени, усложняет ее эксплуатацию.
Цель изобретения — обеспечение регулирования нагрузочной способности муфты без ее демонтажа, Это достигается тем, что по меньшей мере одна из полумуфт снабжена, по крайней мере, одним сквозным закрываемым загрузочным отверстием, расположенным на ее наружной поверхности, а грузы выполнены с возможностью их извлечения через загрузочное отверстие.
В таком выполнении муфта обеспечивает возможность при регулировании нагрузочной способности извлекать грузы из полумуфт через загрузочные отверстия без снятия муфты с валов и без ее разборки, что позволяет снизить затраты труда и времени на регулирова5 ние нагрузочной способности, упростить эксплуатацию муфты.
Загрузочные отверстия могут быть расположены на торцовой стороне полумуфт.
Грузы могут иметь габаритные размеры, не
10 превышающие размеры проходного сечения загрузочных отверстий.
В муфте грузы могут быть выполнены в виде шариков, цилиндрических роликов, шайб
15 ит.п, Муфта с целью, предотвращения выпадения грузов при ее хранении через отверстия в ступицах полумуфт может быть снабжена втулкой, свободно охватывающей ступицы и пере0 крывающей зазор между их внутренними торцами.
В муфте в качестве грузов может быть использована дробь, например металлическая.
Муфта с целью устранения утечки грузов из
25 полостей полумуфт может быть снабжена эластичными чехлами, например резиновыми, размещенными в каждой из полумуфт, охватывающими грузы и соединенные с загрузочными отверстиями, например, с помощью шту30 церов.
526732
3
Чехлы могут иметь форму полых тороидов.
Муфта с целью повышения надежности соединения чехлов со штуцерами может быть снабжена шайбами, имеющими отверстия под штуцеры и размещенными внутри чехлов.
ls муфте с целью возможности извлечения шайбы из чехла, например для замены, шайоа может иметь радиальную прорезь.
В муфте при наличии чехлов с целью упрощения конструкции, снижения шума работы и удешевления муфты в качестве грузов может оыть использована жидкость, например вода.
На фиг. 1 схематически изображена описываемая муфта с совмещением с половиной продольного разреза; на фиг. 2 — разрез по ь — A на фиг. 1; па фиг. 3 — конструктивный вариант описываемои муфты; на фиг, 4— разрез по b — В на фиг. 3.
Л уфта включает в себя (см, фиг. 1 и 2) ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, эластичную ленту 3, облегающую внутренние поверхности полумуфт, и грузы 4, размещенные в полуму<ртах под эластичнои лентой. 11олумуфты снабжены сквозными загрузочными отверстиями 5, размещенными, например, на наружных торцовых сторонах и закрытыми резьоовыми пробками b. l ðóçû выполнены с возможностью их извлечения через загрузочные отверстия. Например, грузы могут оыть выполнены вписывающимися в габариты проходного сечения загрузочных отверстий 5 и могут иметь форму шариков. Для предотвращения выпадения грузов при хранении муфты через отверстия 7 в ступицах 8 полумуфт муфта снабжена втулкой 9, свободно охватывающей ступицы и перекрывающей зазор 10 между ступицами полумуфт.
В муфте TIQ конструктивному варианту (см. фиг. 3 и 4) в качестве грузов использо вана дробь, например металлическая. Муфта снабжена эластичными чехлами 11, например резиновыми, размещенными в каждой из полумуфт, охватывающими дробь и сообщающимися внутренними полостями с загрузочными отверстиями посредством штуцеров 12. Чехлам придана форма полых тороидов.
Штуцеры опорной поверхностшо 13 прилегают к шайбе 14 и через нее поджимают чехол к полумуфте. Гайка 15 удерживает штуцер в загрузочном отверстии полумуфты.
Крышки 16 предотвращают утечку дроби через штуцеры. Шайба снабжена сквозной радиальной прорезью.
В муфте при наличии чехлов, охватывающих грузы, в качестве последних может быть использована жидкость, например вода, Чехлы, помимо тороидальной формы, могут иметь форму цилиндров и т. п. Сообщение полости чехлов с загрузочными отверстиями может быть, осуществлено, кроме указанного, посредством трубки, выполненной за одно целое с каждым чехлом, Шайба 14 может быть изготовлена сплошной, т. е. без прорези 17, в этом случае шайба должна быть введена в полость чехла при изготовлении последнего, 30
65 например, перед склеиванием чехла из двух полутороидов.
Г1олумуфта 1 получает вращение от ведущего вала, например, вала электродвигателя (на фиг. не.показан), которое передается ленте 3 благодаря трению на поверхностях контактов ленты с полумуфтой. Г1ри вращении ленты 3 возникает центробежная сила, которая прижимает ее:к внутренним поверхностям полумуфт 1 и 2. Это обеспечивает передачу крутящего момента с полумуфты 1 на полумуфту 2. Вместе с полумуфтами приходят во вращение грузы 4. Центробежные силы, действующие на грузы 4, прижимают их к ленте
3, увеличивая нагрузочную способность. Для изменения нагрузочной способности муфты, необходимо вывернуть пробку 6 из загрузочного отверстия 5 полумуфты (см. фиг. 1 и 2) и повернуть муфту вокруг оси вращения до положения, при котором грузы 4 под действием силы тяжести через отверстие 5 выйдут из полости муфты наружу.
В муфте по конструктивному варианту (фиг. 3 и 4) для этой же цели необходимо снять крышку 16 на штуцере 12 в полумуфте
1 или 2 и через штуцер извлечь грузы (дробь или воду) из чехла 11.
Формула изобретения
1. Упругая центробежная муфта по авт. св.
389320, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения регулирования нагрузочной способности муфты без ее демонтажа, по меньшей мере одна из полумуфт снабжена, по крайней мере, одним сквозным закрываемым загрузочным отверстием, расположенным на ее наружной поверхности, а грузы выполнены с возможностью их извлечения через загрузочное отверстие, 2. Муфта по п, 1, о тл и ч а ю щ а я ся тем, что загрузочные отверстия .расположены на торцовой стороне полумуфт.
3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что грузы имеют габаритные размеры, не превышающие размеры проходного сечения загрузочных отверстий.
4. Муфта по пп. 1 — 3, отличающаяся тем, что грузы имеют шарообразную форму.
5. Муфта по ïï. 1 — 4, отл ич а ющая ся тем, что, с целью предотвращения выпадения грузов при ее хранении, она снабжена втулкой, свободно установленной на ступицах полумуфт и перекрывающей зазор между их внутренними торцами.
6. Муфта по пп. 1 — 5, отличающаяся тем, что в качестве грузов использована дробь, например, металлическая.
7. Муфта по пп. 1 — 4 и 6, отличающаяся тем, что, с целью устранения утечки грузов из полостей полумуфт, она снабжена эластичными, например резиновыми, чехлами, охватывающими грузы, размещенными в каждой из полумуфт и соединенными с загрузочными отверстиями, например, с помощью штуцеров.
526732
8. Муфта по п. 7, отлич ающа я ся тем, что чехлы имеют форму полых тороидов.
9. Муфта по пп. 7 и 8, о тл и ч а ю щ а я ся тем, что, с целью повышения надежности крепления чехлов со штуцерами, она снабжена шайбами, имеющими отверстия под штуцеры и размещенными внутри чехлов.
10. Муфта по п. 9, отличающаяся тем, что шайба имеет радиальную прорезь.
11. Муфта по пп. 7 и 8, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения шума работы и удешевления муфты, в качестве грузов использована жидкость, например вода.
526732
Pga У
Редактор О. Юркова
Корректор Т. Гревцова
Заказ 2181/4 Изд. № 1636 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4, 5
Типография, пр. Сапунова, 2
72
Составитсль И. Антипова
Техред В. Рыбакова