Способ пропитки обмоток, преимущественно электрических машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ц 526987
ОПИСАНИЕ
И«ЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со;зз "îâåòñêèõ
Соииалнгтнчеснхх
Республик
„ «, « х ««ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.04.72 (21) 1772815/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.08.76. Бюллетень ¹ 32
Дата опубликования описания 27.08.76 (51) М. Кл,- "Н 02К 15/12
Государственный комитет
Совета тйнннстров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.318.4.045:
: 678.026.2 (088.8) (72) Авторы изобретения
Н. В. Александров, С. Г. Трубачев, В. Г. Огоньков, В. А. Силантьев, В. Е, Бондаренко, A. M. Ломаев, С. Г. Тимошок, В. 3. Рябов и И. Д. Сергеев (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРОПИТКИ ОБМОТОК
Изобретение относится к области электротехники, в частности к способам пропитки обмоток электрических машин.
Известен способ пропитки обмоток электрических машин погружением в термореактивпый компаунд.
По известному способу пропитку ведут с температурой, при которой происходит нарастание вязкости пропиточного компаунда (иногда вплоть до желирования компаунда в 10 изоляции). После пропитк следует извлечение обмоток из пропиточного компаунда и отверждение изоляции.
В период выдерживания обмотки в пропиточном компаунде под воздействием нагрева, 15 необходимого для снижения вязкости компаунда, происходит нежелательное уменьшение жизнеспособности остатка компаунда, заполняющего пространство между поверхностью изделия и стенками пропиточного сосуда. 20
Уменьшение жизнеспособности остатка состава выражается в его частичной полимеризации, нарастании вязкости, уменьшении пропитывающей способности и т. п., что в значительной мере затрудняет повторное использо- 25 вание термореактивного состава.
Для сокращения времени пребывания изделия в пропиточном сосуде (и уменьшения, таким образом, нагрева остатка компаунда), часто используют также нагрев обмотки в зо период пропитки путем пропускания электрического тока по проводникам либо путем предварительного (до пропитки) нагрева обмотки в печи. Онако действенность этик мер в значительной мере снижается Bc åäcòB!!å передачи тепла от нагреваемой обмотки к пропиточному компаунду, что приводит зачастую к заметному нагреву компаунда.
Экономический ущерб, причиняемый указанным явлением, особенно существенен при пропитке несерийных изделий, имеющих большие внешние габариты и большие свободные внутренние объемы, например, при пропитке в сборе статоров крупных электрических машзш, так как большой объем остатка использованного компаунда делает неэффектизным его разбавление свежим компаундом вследствие того, что при разбавлении его по обычным соотношениям получаемое количество проппточного компаунда практически не может быть в дальнейшем использовано.
Целью изобретения является исключение непроизводительных потерь компаунда, Указанная цель достигается благодаря тому, что на время пропитки по крайней мере у наиболее нагретых частей обмотки на некотором расстоянии от них устанав, пвают нез "«ìê:;óc тые экраны из теплоизоляцпо..ного матсриала.
С целью повышения эффективности экра526987
Формула изобретения
Составитель И. Агапова
Техред А, Камышникова
Корректор А. Галахова
Редактор В. девятов
Заказ 1958/14 Изд. М 1573 Тираж 929 Подписное
ЦНИИПИ Iосударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5 пр. Сапунова, 2
Типография, на, он может быть выполнен многослойным из чередующихся слоев материалов с высокими теплоотражающими и теплоизолнрующими свойствами. Экраны могут быть выполнены из пенопласта преимущественно с закрытыми порами. После окончания пропитки экраны удаляют. Экраны во время пропитки располагают таким образом, чтобы они не мешали пропитке изделия компаундом. Например, для статора электрической машины экран может быть выполнен в виде двух концентрических цилиндров, в пространстве между которыми размещают статор. В тех случаях, когда лишь отдельные узлы изделия имеют температуру, заметно более высокую, чем температура пропиточного компаунда, указанный экран целесообразно размещать лишь у этих
УЗЛОВ.
Предварительно нагретое изделие с экраном размещают в пропиточной емкости таким образом, чтобы экран располагался преимуществен 10 на пути конвективных потоков пропиточного компаунда, возникающих при соприкосновении компаунда с более нагретыми частями изделия. Например, при пропитке статора с описанным выше экраном его целесообразно расположить так, чтобы продольная ось статора лежала примерно в горизонтальной плоскости или близкой к ней.
Благодаря использованию описанных вь|ше новых приемов значительно уменьшается передача тепла от нагретой обмотки или изделий к компаунду, заполняющему свободное пространство пропиточного сосуда, а следова;.льно, и снижение жизнеспособности компаунда, Остающегося после пропитки, что существенно повышает экономичность способа.
Эффективпость предлагаемого способа может быть повышена также путем использова ия некоторых дополнительных приемов. Например, в тех случаях, когда это практически несложно, целесообразно уменьшить непосредственный контакт экрана с поверхностью нагретого изделия и располагать экран, хотя бы частично, на некотором расстоянии от поверхности пропитываемого изделия, что может быть достигнуто использованием прокладок из неметаллических материалов или использованием гофрированной оболочки, ТепJ
4О
45 лоизоляционг!ВIО сВойства 3Kp3IIB мог, т Оыть повышены также путем выполнения его многослойным с чередующимися слоями из материалов с высокой отражающей способностью (металлизированной пленки, гладкой металлической фольги и т. п.) и из материалов с низкой теплопроводностью, например из пенопласта с преимущественно с закрытыми порами. Оболочка может быть выполнена в виде отдельных блоков, имеющих, например, форму параллелепипеда или усеченной пирамиды в зависимости от формы пропитываемого изделия. Из этих блоков при помощи известных скрепляющих средств производят сборку оболочки и закрепление ее на пропитываемом изделии.
В тех случаях, когда узлы пропитываемого изделия нагревают перед пропиткой до различной температуры (например, при пропитке сердечников электрических машин с уложенными в них обмотками с использованием предварительного нагрева обмоток током), описанные выше экраны целесообразно размещать лишь у тех узлов изделия, которые имеют температуру, заметно более высокую, чем температура пропиточного компаунда (например, при использовании эпоксидных составов, не менее, чем на 20 — 30 С).
1. Способ пропитки обмоток преимущественно электрических машин погружением в тер.,1ореактивный компаунд, т"мпература которо1î в процессе ропитки ниже температуры обмотки, отл ич а ю щи и ся тем, что, с целью исключения HåïðîèçâîäèòåëüHû.; потерь компаунда, на время пропитки, по крайней мере у наиболее нагретых частей обмотки на некотором расстоянии от них устанавливают незамкнутые экраны из теплоизоляционного материала.
2, Способ по п. 1, отличаю щий ся тем, что, с целью повышения эффективности экрана, он выполнен многослойным из чередующихся слоев материалов с высокими теплоотражающими и теплоизолирующими свойстВ"- МИ.