Гидромеханическая передача для транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е дц 527311

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.07.73 (21) 1939560/11 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.09.76. Бюллетень № 33 (4б) Дата опубликования описания 12,07,77 (51) М. Кл,е В 60 К 17/10

F 16 H 47/06

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) У Д К 629.113-585-52 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. И, Лифшиц, В. А. Умняшкин и В. А. Абрамяи (71) Заявитель (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машийостроейию и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин, преимущественно легковых автОмобилей малого и среднего класса.

Известна гидромеханическая передача для транспортного средства, содержащая корпус, фрикционную муфту, тормоз, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным. валом, а турбинное — с одной из двух солнечных шестерен основного четырехэвениого планетарного ряда с парными сателлитами, водило которого связано с выходным валом, и вспомогательный планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных элементов связана с корпусом и входным валом.

Недостатком такой трансмиссии является повышенная металлоемкость конструкции в связи с большим числом шестерен, так как вспомогательный планетарный ряд содержит парные сателлиты.

Цель изобретения — снижение металлоемкости конструкции посредством исключения во вспомогательном планетарном ряду парных сателлитов.

Эта цель достигается тем, по водило вспомогательного планетарного ряда жестко соединено сс второй солнечной шестерней основного планетарно го ряда, а коронное колесо посредством фрикционной муфты связано с водилом основного планетар ного ряда, а посредством тормоза — с корпусом, С целью повышения плавности переключения передач коронное колесо вспомогательного планетарного ряда может быть соединено с корпусом через муфту свободного хода.

На чертеже изображена кинематическая схема рассматриваемой гидромеханической передачи для

111 транспортного средства.

Гидромеханическая передача содержит в ходной вал 1, соединенный с насосным колесом 2 гидротрансформатора 3. Турбинное колесо 4 гидр лрансформатора3 жестко связано с солнечной шестер1а ней 5 основного четырехзвенного планетарного-ряда, имеющего парньк сателлиты, Коронное колесо 6 основного планетарного ряда соединено с тормозом7 заднего хода, водило 8 — с выходным валом 9, а вторая солнечная шестерня 10 — с водиgp лом 11 вспомогательного планетарного ряда. Коронное колесо 12 вспомогательного планетарного ряда соединено посредством фрикционной муфты 13 с водилом 8 основного планетарного ряда, а посредством муфты свободного хода 14 и тормоо5 за 15 — с корпусом гидромеханической передачи, 527311

Солнечная шестерня 16 вспомогательного планетарного ряда посредством фрикционный муфты 17 связана с входным налом! и сое .т»Мна с т омозом 18.

Представленная на чертеже гидромеханическая передача имеет четыре ступени переднего хода и работает следующим образом.

Первая ступень получается при включении тормоза 18, который вместе с муфтой свободного хода 14 останавливает вспомогательньп» планетарный ряд, затормаживая тем самым солнечную шестерню 10 основного планетарного ряда и превращая его в понижающую передачу, связывающую вал турбинного колеса 4 гидротрансформатора 3 с выходи,»м валом 9. Мощность на первой ступени передается от входного вала 1 через гидротрансформатор 3 и основной планетарный ряд на выходной

Вал 9.

Вторая ступень получается при включении фрикционпой муфты 17. Муфта свободного хода 14, препятствуя вращению коро п»ого колеса 12 вспомогательного планетарного ряда, превращаетегов понижающую передачу. Через этот планетарный ряд часть потока мощности персдается от входного вала 1 к шестерне 10 основного планетарного ряда, где складываясь на водиле 8 с потоком мощности, поступающим через гидротрансформатор 3 на солнечную шестерню 5 этого ряда, поступает на выходной вал 9.

Таким образом, па второй ступени мощность от входного вала 1 к выходному валу 9 передается двумя потоками: механическим — через солнечную шестерню 10 и вспомогательньп» планетарный ряд и гидравлическим — через гидротрансформатор 3 и солнечную шестерню S, Третья ступень получается включением фрикционной муфты 13 и тормоза 18. При этом коронное колесо 12 вспомогательного планетарного ряда соединяется с водилом 8 основного ряда, а солнечная. шестерня 16 — с корпусом. Тем самым оба планетарных ряда образуют замкнутый планетарньв» механизм, ведущим звеном которого является солнечная шестерня S основного планетарного ряда, ведомым — водило 8, а опорным звеном — солнечная шестерня 16 вспомогательного планетарного ряда. Мощность на третьей ступени передается от @ входного вала 1 через гидротрансформатор 3 и замкнутый механизм, образованнь»й двумя планетарными рядами, на выходной вал 9.

Четвертая ступень получается включением фрикционных муфт 13 и 17. В результате этого @> блокируются оба планетарных ряда и включается прямая ступень. Мощность, поступающая к планетарному механизму через гидротрансформатор 3 и солнечную шестерню 5 основного планетарного ряда, суммируясь на водиле 8 с потоком мощности, поступающим к планетарному механизму от входного вала 1 через солнечную шестерню 16 вспомогательного планетарного ряда, поступаеТ на выходной вал.

Плавность переключения между всеми ступенями переднего лэда, благодаря наличию муфты свободного хода 14, достигается согласованием переключения только фрикционной муфты 17 и тормоза 18.

При включении тормоза 15 первая и вторая ступени могут быть использованы для получения торможения двигателем.

Задний ход обеспечивается включением тормоза 7, который, затормаживая коронное колесо 6 основного планетарного ряда, превращает его в реверсивную понижающую передачу, связывающую вал турбинного колеса 4 с выходным валом.

Нейтральное положение обеспечивается при отключенных элементах управления.

Таким образом, рассматриваемая гидромеханическая передача также, как и известная, позволяет получить четь»ре ступени переднего хода, однако отличается меньшей металлоемкостью конструкции вспомогательного планетарного ряда, в котором осуществляют парные сателлиты.

Формула изобретения

1. Гидромеханическая передача для транспортного средства, содержащая корпус, фрикционную муфту, тормоз, гидротрансформатор, насосное колесо которого соединено с входным валом, а турбинное — с одной из двух солнечных шестерен основного четырехзвенного планетарного ряда с парными сателлитами, водило которого связано с выходным валом, и вспомогателы ый планетарный ряд, солнечная шестерня которого посредством фрикционных элементов связана с корпусом и входным валом, о т лича юща я с я тем, что, с целью снижения металлоемкости конструкции посредством исключения во вспомогательном планетарном ряду парных сателлитов, водило вспомогательного планетарного ряда жестко соединено со второй солнечной шестерней основного планетарного ряда, коронное колесо посредством фрикционной муфты связано с водилом основного планетарного ряда, а посредством тормоза — с корпусом.

2. Гидромеханическая передача по п. 1, о т л ич а ю щая с я тем, что, с целью повышения плавности переключения передач, коронное колесо вспомогательного планетарного ряда соединено с корпусом через муфту свободного хода.

5273!1

47.

Составитель С. Макаров

Те ред И. Асталощ

Редактор Г. Титова

Коррек™р А Гриненко

Заказ 710/37

Филиал ППП" Патент ", Ужгород, ул. Проекгная, 4

Тираж 901 Под исное!!НИИПИ Государственнс го комитета Совета Министров СГСР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5