Способ определения свойств моторного масла
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено06.05.75 (21) 2134062/04 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано05.08.76 Бюллетень № 33 (4б) Дата опубликования описания08.07.77 (11) 527660 (51) М, Кл.
5 01 и 33/30
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.8g1. (088.8) (72) Авторы изобретения
А. В, Непогодьев и В, Г. Колупаев (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЙСТВ
МОТОРНОГО МАСЛА
Изобретение относится к исследованию свойств масел, применяемых в двигателях внутреннего сгорания.
Известен 1 J способ определения свойств моторного масла путем испытания 5 его в течение 40 час в двигателе внутреннего сгорания при 120-200 С. о
По загрязненности поршня двигателя после испытания оценивают моющие свойства масла, по приросту вязкости масла — 10 его термоокислительную стабильность.
Для определения стойкости моторногс масла к шламообразованию необходимо дополнительное испытание (2) све;кего масла в двигателе внутреннего сгорания 15 с последуюшим взвешиванием отложений, скопившихся за выбранный промежуток времени в роторе масляной центрифуги.
Однако известный способ длителен, трудоемок и сложен. 20
Цель изобретения - одновременное определение термоокисли тельной стабильноти и стойкости к шламообразованию, сокращение времени и снижение трудоемкости испытаний — достигается тем, что пробу 25 прошедшего испытания в двигателе масла предварительно выдерживаютв присутствии
1 5 вес. % воды или водного раствора электролита при 70-150оС. Количество выпавшего сухого осадка является показателем стойкости масла к шламообразованию.
Пример 1. Определение свойств моторного масла проводят на установке для испытания масел ИКМ-1 с карбюраторным двигателем УД-1 при следующем режиме:
Скорость вращения коленчатого вала, об/мин 1500 25
Расход топлива, кг/час 0,67-+0,01
Температура гильзы цилиндра, С 200-10
Температура масла в кар тере, С 120 2
Заправка масла, г 500
Доливы масла Через 10 час
Расход масла, r/÷àñ 7-12
Продолжительность испытания, час 40
П осле испытания определяют терм ооки<— лительную стабильиос ть по приросту опля,х ти
527660
Составитель Л. Русанова
Редактор Т. Шарганова Техред С. Беца Корректор Л. Веселовская
Заказ 864/49 Тираж 1029 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 масла и моющие свойства по загрязненности поршня.
Затем пробу отработанного масла смешивают с 2 вес. % воды, выдерживают 2 час о при температуре 95 С и центрифугируют на 5 лабораторной центрифуге.
Образовавшийся осадок отделяют, вы сушивакУт при 1351-5 С и взвешивают.
Для масел ДС-11 (МРТУ 38.1.220-66), М-8Б (ГОСТ 10541-63),М-10В,,Я-103,10
М-10Г4 и М-10Г (ТУ 3 8.40 1 59.73 для всех сортов масла) количество осадка составляет 1,03; 3,09; 0,20; 0,63;
0,20 и 0,64 %, a прирост вязкости 50, 48, 20, 26, 20 и 24% соответственно.
Пример 2. Проводят опыт, как в примере 1, смешивая пробу отработанного масла с 5 вес. % воды и выдерживая2час при 150 С.
llna масел ДС-11, М-8Б и М-10В количество осадка составляет 1,10: 3,20 и 0,66% соответственно.
Пример 3. Проводят испытания аналогично примеру 1, но пробу отработанного масла смешивают с 2 вес,% 0,05%-но- го раствора электролита и выдерживают при
70-3 С;
Для масел ДС-11 и М-8Б количество осадка составляет 1,30 и 3,8 % соответственно.
ЗО
Результаты определения высокотемпературных свойств моторных масел, в частности термоокислительной стабильности и стойкости к шламообразованию, предла- N гаемым способом хорошо согласуются с данными, полученными путем длительных стендовых и эксплуатационных испытаний.
При определении свойств моторного масла предлагаемым способом продолжительность испытаний сокращается с 60 до
50 час, трудоемкость снижается с 220 до 115 нормо-час (по нормам времени на действующих испытательных установках и результатам опытной проверки способа), способ упрощается (вместо двух установок разной конструкции используется одна, что облегчает обслуживание и ремонт оборудования, сокращает занимаемую производительную площадь).
Формула изобретения
Способ определения свойств моторного масла путем его испытаний в двигателе о внутреннего сгорания при 120-210 С с последующей оценкой свойств масла извест ными приемами, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью одновременного опреде ления термоокислительной стабильности и стойкости к шламообразованию, сокращения времени и снижения трудоемкости испытаний, пробу прошедшего испытания в двигателе масла предварительно выдерживают в присутствии 1-5 вес.% воды или водного раствора электролита при 70150 С.
Источники информации, принятые в внимание при экспертизе:
1. Отчет ВНИИ НП № 1317, ВТУ
ИКМ-40, 1 968.
2. Авторское свидетельство № 370505, 501 М 33/30, 1972.