Привод реверс-руля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
д ) 528230
АНИЕ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВ
4г (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14,05.74 (21) 2023618 11 (51) М, 1;л."- В 63Н 25/34 с присоединением заявки №
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.76. Бюллетень ¹ 34
Дата опубликования описания 24.09.76 (53) УДК 629.12.014.6 (088.8) (72) Автор изобретения
Н. Н. Кокуев (71) Заявитель (51) ПРИВОД РЕВЕРС-РУЛЯ
Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивно-рулевым устройствам судов с водометными движителями.
Известен привод реверс-руля, содержащий соосные внутренний и наружный баллеры рулей, румпели, сектор, колесо, ползун и тяги румпелей, Однако такой привод реверс-руля конструктивно сложен и требует значительных усилий при реверсировании.
Цель изобретения заключается в упрощении конструкции и снижении усилий при реверсировании.
Для этого сектор и колесо расположены соосно и посажены с зазором на внутренний баллер. В теле сектора и колеса выполнен прямолинейный сквозной направляющий паз, в секторе — по биссектрисе его угла, а в теле колеса выполнен сквозной направляющий паз по кривой переменной кривизны, В направляющих пазах сектора и колеса и в цилиндрических отверстиях, выполненных в тягах румпелей, свободно установлен ползун, выполненный в виде стержня.
На фиг. 1 изображен предлагаемый привод, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид в плане; на фиг. 3 — сечение по А — А на фиг. 2.
Устройство содержит соосные баллеры рулей: наружный 1 и внутренний 2, на который соосно с зазором посажены сектор 3 и колесо 4. На квадрат (шпицы илп шпонку) баллера 2 жестко насажен румпель 5, который шарнирно соединен с тягой 6. Румпель
5 7, являющийся также втулкой сальника, соединен шпильками с баллером 1 и шарнирно— с тягой 8.
В сквозных направляющих пазах, выполненных в теле сектора 3 и колеса 4, и цплин10 дрическпх отверстиях тяг 6 и 8 свободно установлен параллельно баллерам ползун 9, выполненный в виде стержня.
Привод работает следующим образом.
При перекладке сектора 3 из положения, показанного на чертеже, и оставлении неподвижным колеса 4 увлекаемый сектором ползун 9 перемещается по круговому участку большого радиуса направляющего паза колеса 4 и увлекает за собой, как одно це20 лое, тяги 6 ц 8, румпели 5 и 7 и связанные с ними оба баллера.
При повороте колеса 4 из положения, показанного на чертеже, и оставлении неподвижным сектора 3 увлекаемый спиральным
25 участком направляющего паза колеса 4 ползун 9 перемещается вдоль направляющего паза сектора 3 и увлекает за собой тяги 6 и 8, которые поворачивают румпели 5 и 7 и связанные с ними внутреннии 2 и наружный 1
30 баллеры в противоположных направлениях, 528230
За нолньш оборот колеса 4 ползун 9 переводится с одного кругового участка на другой круговой участок направляющего паза колеса 4 и каждый из баллеров поворачивается навстречу другому баллеру на 90 .
Перекладкой сектора 3 при неподвижном колесе 4 осуществляются управление . на курсе и повороты судна как на переднем, так и на заднем ходу, а поворотами колеса 4 при неподвижном секторе 3 обеспечивается изменение направления движения судна как с переднего хода на задний ход, так и наоборот.
Повороты сектора 3 и колеса 4 можно осуществлять при помощи независимых источников энергии любым из известных способов через известные передачи с жесткими и гиокими органами.
Предложенное устройство обеспечивает упрощение конструкции и снижение усилий при реверсировании, что достигается благодаря перемещению стержневого ползуна под действием спирального направляющего паза колеса.
Формула изобретения
Привод реверс-руля, содержащий соосные внутренний и наружный баллеры рулей, румпели, сектор, колесо, ползун и тяги румпелей отл ич а ющийся тем, что, сцелью упрощения конструкции и снижения усилий при реверсировании, сектор и колесо расположены соосно и посажены с зазором на внутренний баллер, причем в теле сектора выполнен прямолинейный сквозной направляющий паз по биссектрисе его угла, а в теле колеса выполнен сквозной направляющий паз по кривой переменной кривизны, при этом в направляющих пазах сектора и колеса и в цилиндрических отверстиях, выполненных в тягах румпелей, свободно установлен ползун, выполненный в виде стержня.
528230
Составитель Ю. Немировский
Редактор Н. Аристова Тскред М. Семенов Корректор E. Хмелева
Заказ 2058/10 Изд. № 1606 Тираж 581 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретепий1 .; открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., „. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2