Двухскоростная планетарная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
бюбЛ.х 1 И
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
11 11 528402
Со1бе бовотскик
Социалистических
Республик
« фа (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.02.73 (21) 1886238/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.76. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 07.09.76 (51) М. Кл.- "F 16Н 3/62
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.833.062 (088.8) IIa делам изобретений
N открытий (72) Авторы изобретения
В. Ф. Куницкий, Л. П. Полосатов и Н. А. Рядинский
Тульский завод «Электропривод» (71) Заявитель (54) ДВУХСКОРОСТНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к планетарным двухскоростным передачам и может быть использовано в различных видах приводов для изменения передаточного отношения.
Известны двухскоростные планетарные передачи, содержащие планетарный ряд, фрикционную муфту, связывающую между собой центральные колеса планетарного ряда, и двустороннюю обгонную муфту связывающую центральное колесо внутреннего зацепления с корпусом (1). Однако в известных передачах при работе на меньшей скорости вращения выходного вала происходит постоянное буксование фрикционной муфты, в результате чего КПД передачи снижается.
Наиболее близкой по технической сущности к предложенной является двухскоростная планетарная передача, содержащая корпус, планетарный ряд, фрикционную муфту, муфту свободного хода и подпружиненную в осевом направлении невращающуюся втулку, взаимодействующую одним торцом с нажимным диском фрикционной муфты, а другим через скошенные торцевые зубья — с установленной свободно в корпусе наружной обоймой муфты (2). При этом втулка установлена в корпусе передачи с осевым зазором, величина которого меньше высоты торцевых зубьев. Это обеспечивает автоматическое переключение скоростей.
С целью умень1пения Относптельнь1х с1 орОстей в элементах управления в момент переключения в предлагаемой планетарной передаче коронное колесо планетарного ряда че5 рез фрикционную муфту связано с корпусом передачи, а через муфту свободного ходa— с водплом планетарного ряда.
На чертеже показана предлагаемая передача.
1о Передача содержит корпус 1, в котором на подпшпнпках установлен вал 2. На валу жестко 3 а яре 17лепо центральное колесо 3, которое сцепляется с сателлитами 4, установленными в подшипниках на осях 5 водила 6. С сателлитами 4 взаимодействует коронное колесо 7.
Центральное колесо 3, сателлиты 4, водило
6 и коронное колесо 7 образуют планетарный ряд.
20 Передача содержит фрикцпонную муфту с внутренним конусом 8 и наружным конусом
9, жестко связанным с корпусом 1; муфту свободного хода двустороннего действия, выполненную в виде полумуфты 10 и наружной
25 обоймы 11, связанных между собой упорным подшипником 12.
Полумуфта 10 связана через звездочку 13, в пазах которой размещены пружины 14, и ролики 15 с вилкой 16, а через кулачки 17 со
ЗГ1 скосами — с водилом 6 планетарного ряда.
528402
10
Наружная обойма 11 муфты сиободного хода жестко связана с коронным колесом 7 планетарного ряда и внутренним конусом 8 фрик. ционной муфты.
Передача работает следующим образом.
Вилка 16 получает вращение от двигателя.
Вращение вилки через ролики 15, звездочку
13 с пружинами 14 передается полумуфте 10, а через кулачки 17 — водилу 6.
При номинальной нагрузке внутренний конус 8 фрикционной муфты вводится в контакт усилием сжатых пружин 14, и коронное колесо 7, жестко связанное с ней, затормаживается.
С ростом нагрузки на центральном колесе вследствие взаимодействия водила 6 с полумуфтой 10 последняя совместно с наружной обоймой 11 и внутренним конусом 8 фрикционной муфты смещается вправо до тех пор, пока не произойдет расцепления фрикционной муфты и освобождения коронного колеса
7, которое, стремясь совершить обгон водила
6 парой роликов 15, не имеющих в данный момент контакта с вилкой 16, заклинивает муфту свободного хода, а с ней и планетарный ряд.
С падением нагрузки на центральном колесе 3 полумуфта 10 под действием пружин 14 возвращается в исходное положение, введя в зацепление фрикционную муфту и затормозив коронное колесо 7 и наружную обойму 11.
Звездочка 13, захваченная водилом 6, совершает обгон, и происходит расклинивание муфты свободного хода.
Наличие свободного хода обеспечивает мягкую остановку коронного колеса 7 путем сцепления фрикционной муфты, а заклинивание муфты свободного хода происходит с невысокой относительной скоростью вращения элементов управления.
Формула изобретения
Двухскоростная планетарная передача, содержащая корпус, планетарный ряд, фрикционную муфту и муфту свободного хода, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения относительных скоростей в элементах управления в момент переключения, коронное колесо планетарного ряда через фрикционную муфту связано с корпусом передачи, а через муфту свободного хода — с водилом планетарного ряда.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 90106, М. Кл. F 16H 3/44, 1950.
2. Авт. св. № 253514, М. Кл. F 16H 3/62, 1968 (прототип).
Составитель Г. Кузнецова
Редактор Г. Мозжечкова Тскрсд В. Рыбакова Корректор Е. Жаворонкова
Заказ 1969!1 Изд. ¹ 1585 Тираж 1134 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Мишестров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д. 4 5
Типография, пр. Сапунова, 2