Волновой электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А

ИЗОБРЕ

К АВТОРСКОМУ С

СОВХОЗ Ьоветских

Социалистических

Ресвуслик (61) Дополнительное к а (22) Заявлено 19.06.74 (2 с присоединением за (23) Приоритет

Опубликовано 15.09.76. Б

Дата опубликования опп

) М, Кл, . Н 02К 41106

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам иэооретеиий и открытий

) 3 ДК 621.313.39 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. В. Аверьянов, А, П. Габов, Э. Е. Ефименок, P. Н. Ковалев и А. В. Слесарев (7I) Заявитель (54) ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области специальных электрических машин и может быть использовано для привода элементов счетно-решающих устройств, лентопротяжных механизмов и других автоматических устройств.

Известен волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой и гибкий цилиндрический ротор с выходным валом и зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с жестким колесом (1).

Известный электродвигатель имеет сложную конструкцию и не позволяет получить высокую точность на выходном валу.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, гибкий цилиндрический ротор с выходным валом и двумя зубчатыми венцами, находящимися в зацеплении с жесткими колесами.

Этот двигатель имеет одно передаточное число волновой пары и является односкоростным (2).

Для расширения кинематических возмо>кностей в предлагаемом электродвигателе Bbfходной вал выполнен из двух независимых частей, одна из которых соединена с жестким колесом одной из волновых зубчатых пар, а другая с гибким ротором.

Н ii528669

На чертеже показан описываемый двигатель, продольный разрез.

Двигатель состоит из статора 1 с многофазной обмоткой 2, закрепленной на щите 3 корпуса 4 и гибкого цилиндрического ротора 5 с двумя зубчатыми венцами 6 и 7, находящимиCH B 32UCIlJIeHHII C >KeCTI(H%1H I O. eC | 8 It 9, образующими две зубчатые пары 6 — 8 и 7 — 9.

На поверхности гибкого ротора закреплены дополнительные магнитопроводы 10 и 11 в виде витой ленты. Гибкий ротор 5 с помощью мембранной заделки 12 закреплен на выходном валу 13, установленном в подшипниках 14 и 15. Подвижное жесткое колесо 9 волновой пары 7 — 9 закреплено на дополнительном валу 16 с подшипниками 17 и 18, один из которых установлен в щите 19, а второй — на валу

13. На валу 16 соосно гибкому ротору 5 против магнитопровода 11 установлен постоянный магнит 20 с полюсными цилиндрическими наконечниками 21 и 22. Постоянный магнит может быть применен иной формы и установлен, в зависимости от требований, на валу 13, Двигатель работает следующим образом.

При включении обмотки статора 1 в цепь управления возникает вращающееся магнитное поле, которое последовательно деформирует ротор 5 по двухволновой схеме. Волновая деформация гибкого ротора 5 передается одновременно обеим гибким зубчатым венцам

528669

Г1в вых

12

21 11 22 !б

15

Составитель Н. Сухоярская

Тсхред Е. Подурушина

Корректор Л. Брахнина

Редактор И. Шубина

Заказ 2145/3 Изд. № 1583 Тираж 882 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

6 и 7,:- сны:aiIeII;IeII.IЯ зубчатых пар 6 — 8 и

7 — 9 сдвинуты ii пространстве примерно IIB 90 ".

Скорость вращения выходного вала 13 равна где O,„— скорость вращения электромагнитНОГО ПОЛЯ;

II — передаточное число волновой зубчатой пары 6 — 8, При этом скорость вращения вала 16 равна вм

Г1выхг—

i, где i, = передаточное число

Кв К, Хв Хв — Х Хв зубчатых пар 6 — 8 и 7 — 9.

В зависимости от соотношения чисел зубьев волновых зубчатых пар 6 — 8 и 7 — 9 и размещения подвижного жесткого колеса 9 внутри нли снаружи ротора 5 на выходных валах 13 и 16 можно получить различные скорости.

Применение постоянного магииia обеспечи::ает при отсутствии управляющего сигнала в обмотке статора сохранение положения выходного вала.

Формула изобретения

Волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, гибкий цилиндрический ротор с выходным валом и двумя зубчатыми венцами, находящимися в зацеплении с жесткими колесами, отличаюшийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей двигателя, выходной вал выполнен из двух независимых частей, одна из которых соединена с жестким колесом одной из волновых зубчатых пар, а другая — с гибким ротором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент СШЛ ¹ 3331974, кл. 310-49, опубл. 1967 г. (аналог).

2. Авторское свидетельство № 406276, кл.

Н 02К 41/06, 1973 г. (прототип).