Волновой электродвигатель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А
ИЗОБРЕ
К АВТОРСКОМУ С
СОВХОЗ Ьоветских
Социалистических
Ресвуслик (61) Дополнительное к а (22) Заявлено 19.06.74 (2 с присоединением за (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.76. Б
Дата опубликования опп
) М, Кл, . Н 02К 41106
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам иэооретеиий и открытий
) 3 ДК 621.313.39 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. В. Аверьянов, А, П. Габов, Э. Е. Ефименок, P. Н. Ковалев и А. В. Слесарев (7I) Заявитель (54) ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к области специальных электрических машин и может быть использовано для привода элементов счетно-решающих устройств, лентопротяжных механизмов и других автоматических устройств.
Известен волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой и гибкий цилиндрический ротор с выходным валом и зубчатым венцом, находящимся в зацеплении с жестким колесом (1).
Известный электродвигатель имеет сложную конструкцию и не позволяет получить высокую точность на выходном валу.
Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, гибкий цилиндрический ротор с выходным валом и двумя зубчатыми венцами, находящимися в зацеплении с жесткими колесами.
Этот двигатель имеет одно передаточное число волновой пары и является односкоростным (2).
Для расширения кинематических возмо>кностей в предлагаемом электродвигателе Bbfходной вал выполнен из двух независимых частей, одна из которых соединена с жестким колесом одной из волновых зубчатых пар, а другая с гибким ротором.
Н ii528669
На чертеже показан описываемый двигатель, продольный разрез.
Двигатель состоит из статора 1 с многофазной обмоткой 2, закрепленной на щите 3 корпуса 4 и гибкого цилиндрического ротора 5 с двумя зубчатыми венцами 6 и 7, находящимиCH B 32UCIlJIeHHII C >KeCTI(H%1H I O. eC | 8 It 9, образующими две зубчатые пары 6 — 8 и 7 — 9.
На поверхности гибкого ротора закреплены дополнительные магнитопроводы 10 и 11 в виде витой ленты. Гибкий ротор 5 с помощью мембранной заделки 12 закреплен на выходном валу 13, установленном в подшипниках 14 и 15. Подвижное жесткое колесо 9 волновой пары 7 — 9 закреплено на дополнительном валу 16 с подшипниками 17 и 18, один из которых установлен в щите 19, а второй — на валу
13. На валу 16 соосно гибкому ротору 5 против магнитопровода 11 установлен постоянный магнит 20 с полюсными цилиндрическими наконечниками 21 и 22. Постоянный магнит может быть применен иной формы и установлен, в зависимости от требований, на валу 13, Двигатель работает следующим образом.
При включении обмотки статора 1 в цепь управления возникает вращающееся магнитное поле, которое последовательно деформирует ротор 5 по двухволновой схеме. Волновая деформация гибкого ротора 5 передается одновременно обеим гибким зубчатым венцам
528669
Г1в вых
12
21 11 22 !б
15
Составитель Н. Сухоярская
Тсхред Е. Подурушина
Корректор Л. Брахнина
Редактор И. Шубина
Заказ 2145/3 Изд. № 1583 Тираж 882 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
6 и 7,:- сны:aiIeII;IeII.IЯ зубчатых пар 6 — 8 и
7 — 9 сдвинуты ii пространстве примерно IIB 90 ".
Скорость вращения выходного вала 13 равна где O,„— скорость вращения электромагнитНОГО ПОЛЯ;
II — передаточное число волновой зубчатой пары 6 — 8, При этом скорость вращения вала 16 равна вм
Г1выхг—
i, где i, = передаточное число
Кв К, Хв Хв — Х Хв зубчатых пар 6 — 8 и 7 — 9.
В зависимости от соотношения чисел зубьев волновых зубчатых пар 6 — 8 и 7 — 9 и размещения подвижного жесткого колеса 9 внутри нли снаружи ротора 5 на выходных валах 13 и 16 можно получить различные скорости.
Применение постоянного магииia обеспечи::ает при отсутствии управляющего сигнала в обмотке статора сохранение положения выходного вала.
Формула изобретения
Волновой электродвигатель, содержащий статор с многофазной обмоткой, гибкий цилиндрический ротор с выходным валом и двумя зубчатыми венцами, находящимися в зацеплении с жесткими колесами, отличаюшийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей двигателя, выходной вал выполнен из двух независимых частей, одна из которых соединена с жестким колесом одной из волновых зубчатых пар, а другая — с гибким ротором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент СШЛ ¹ 3331974, кл. 310-49, опубл. 1967 г. (аналог).
2. Авторское свидетельство № 406276, кл.
Н 02К 41/06, 1973 г. (прототип).