Газодинамический подшипник скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

с. А в и

ОП И

ИЗОЬРЕтИНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (") 529310

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено06.03.74 (21) 2003091/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.09.76 Бюллетень № 35 (45) Дата опубликования описания 16.12.76 (51) М. Кл."F 16 С 17/02

F l6 С 27/02

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретеннй и открытий (53) УДК 621.822. .5 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Н. Брагин, В. Г. Воронин, Э. Н. Пономарев и Ю. В. Пешти (71) Заявитель (54) ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в стационарных и транспортных турбоагрегатах и в других механизмах.

Известен газодинамический подшипник скольжения, содержащий корпус, с закрепленным в нем одним концом пакетом пластинчатых опорных элементов, выполненных, например,из металлической фольги.

Бель изобретения — повышение надежнос- 10 ти и улучшение демпфирования колебаний.

Это достигается тем, что в предлагаемом подшипнике в каждом опорном элементе выполнены равномерно расположенные по его длине фасонные прорези с образованием 15 упругих лепестков, отогнутых под углом к опорной поверхности упомянутого элемента, причем упругие лепестки нижележащих опорных элементов расположены в соответствующих прорезях вышележащих опорных эле- 20 ментов.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник, поперечный разрез; на фиг. 2— конструкция одного из пластинчатых опорных элементов пакета; на фиг. 3 — пакет плас- 25 тин в сборе перед установкой в корпус, прсдольный разрез.

Подшипник имеет корпус 1 с закрепленным в нем одним концом кольцевым пакетом 2 одинаковых пластинчатых опорных элементов 3 и 4, размещенным взазоремежду корпусом 1 и валом 5. Каждый опорный элемент 3 и 4 снабжен равномерно размещенными по окружности лепестками (6 и 7 соответственно), прижатыми к валу. Лепестки 6 и 7 выполнены как одно целое с соответствующими опорными элементами 3 и 4 и отделены от них Г-осразными прорезями 8, в которых размещаются соответствующие лепестки соседних опорных элементов.

Лепестки 6 и 7 наружного и внутреннего опорных элементов 3 и 4 образуют многолепестковую опорную систему, удерживающую вал в центре подшипника. В пакете может находиться до 4.-5 опорных элементов, выполненных, например> из нержавеющей стали, покрытой слоем твердой смазки, например на основе графита. Опорные элементы 34 могут быть снабжены кромкой 9, отогну529310

БНИИПИ Заказ 5355/94

Подписное

Тираж 1134

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 той перпендикулярно к плоскости элемента для увеличения его изгибной жесткости.

Подшипник работает следующим образом.

При неврашающемся вале упругие лепестки 6 и 7 прижаты к валу 1. При разгоне вала возникают газодинамические силы, отделяющие вал от лепестков. Колебания вала, возникающие под действием дисбаланса или внешних вибраций, демпфируются как за счет трения между лепестками, так и за счет трения между опорными элементами 3 и 4.

Конструкция предлагаемого подшипника допускает регулировку зазора между валом и корпусом.

Формула изобретения

Газодинамический подшипник скольжения, содержащий корпус с закрепленным в нем одним концом пакетом пластинчатых опорных элементов, отличающийся тем, что, с целью повышения надежнбсти и улучшения демпфирования, в каждом опорном элементе выполнены равномерно расположенные по его длине фасонные прорези с образованием упругих лепестков, отогнутых под углом к опорной поверхности опорного элемента, причем упругие лепестки нижележащих опорных элементов расположены в соответствующих прорезях вышележащих опорных элементов.