Устройство для защиты двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(») 530I03

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик . (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.05.70 (21) 1434710/06 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 30.09.76. Бюллетень ¹ 36

Дата опубликования описания 12.10.76 (51) М. Кл F 02D 29/02

G 05В 9/05

Государственный комитет

Совета министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.43-503

{088.8) (72) Авторы (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области двигателестроения и усовершенствует систему защиты.

Известны устройства для защиты двигателя, например, от падения давления в масляной системе, содержащие датчик одного из параметров, например, давления, связанный с исполнительным органом и задатчиком.

Известные устройства не обеспечивают требуемой надежности работы двигателя во всем диапазоне режимов работы.

Целью изобретения является повышение надежности защиты.

Для этого задатчик соединен с датчиком контролируемого параметра при помощи функционального преобразователя и блока сравнения и к нему подключен преобразователь сигнала от другого контролируемого параметра.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — зависимость давления воздуха Рь пропорционального задаваемым (или замеряемым фактически) оборотам от оборотов двигателя n— — P1 — — f>(n); на фиг. 3 — зависимость давления воздуха P., пропорционального давлению масла, в системе смазки от оборотов двигателя и при нормальной работе масляного насоса — Р =/ (п); на фиг. 4 — характеристики

Р1 — — f> (n) P>= f (n), которые совмещены; на фиг. 5 — кривые Р, = f1 (n) и Р2= f2 (n), ïðèведенные к виду, когда сохраняется определенный постоянный интервал между установленным предельно допустимым давлением

5 масла и развиваемым насосом в зависимости от оборотов двигателя.

Величина предельно допустимого давления масла в зависимости от оборотов двигателя формируется на основе зависимости Р, =

10 =f> (n), преобразованной в ломаную кривую.

В описываемом устройстве давление масла в системе смазки двигателя и задаваемые (или фактические) обороты выражены через пневматический сигнал.

Элемент 1 сравнения служит для сравнения сигнала, пропорционального давлению масла в системе смазки, с величиной предельно допустимого давления масла для каждого

20 текущего значения оборотов двигателя во всем скоростном диапазоне его работы, и выдает сигнал на аварийную остановку двигателя либо на устройства сигнализации через штуцер 2. Реле 3 времени состоит из двух

25 трехмембранных реле 4 и 5, переменного дросселя 6 и пневматической емкости 7, включает защиту по падению давления масла после запуска двигателя, так как во время пуска давление масла изменяется скачкообразно, 30 что может вызвать лохкное срабатывание за530103

15 щиты. Реле времени начинает работать после подачи сигнала к штуцеру 8. Питающий воздух подается к реле 4 и 5 через штуцер 9.

Датчик-манометр 10 преобразует давление масла в системе смазки двигателя в пропорциональный ему пневматический сигнал (в качестве последнего может быть использован сильфонный манометр). Масло к манометру подводится через штуцер 11, а питающий воздух — к штуцеру 12.

Делитель 13 состоит из двух переменных дросселей 14 и 15. Изменяя проходные сечения последних, преобразуют участок кривой

Рг — — /г(п)аб к виду, когда он становится параллельным участку де кривой P> — — (п). Таким образом на этом участке устанавливается постоянный интерВал между давлением масла в системе смазки двигателя и его предельно допустимым значением.

Функциональный преобразователь 16 состоит из трехмембранного реле 17 с фиксированным нулем элемента 18 сравнения постоянного дросселя 19 и настроечного задатчика 20.

Воздух от задатчика или от измеряемых фактических оборотов подается к штуцеру 21, а питающий воздух — к штуцеру 22. С выхода блока преобразования сигнал, пропорциональный оборотам двигателя, поступает через переменный дроссель 23 на элемент сравнения. Функциональный преобразователь служит для формирования пневматического сигнала, определяющего величину предельно допустимого давления масла в системе смазки, причем при изменении числа оборотов от нуля до заданной величины этот сигнал пропорционален оборотам, а при большем их значении остается постоянным. С его помощью преобразуют участок ев кривой Р,— f (n) к виду, когда он становится параллельным участку бв кривой Р,=f (n). Таким образом, и на этом участке устанавливается постоянный интервал между зависимостями давления масла в функции оборотов двигателя и предельно допустимым давлением масла.

Обороты двигателю могут задаваться задатчиком, фактические обороты двигателя могут быть замерены датчиком оборотов. Предлагаемое устройство входит составной частью в систему управления двигателем. Элементы питаются сжатым воздухом давлением

1,4 кгс/см, поэтому задаваемые (или заменяемые фактические) обороты и давление масла выражаются в виде пропорционального им пневматического сигнала, например давлением 0,2 — 1 кгс/см . Воздух давлением 1,4 кгс/смг подводится к штуцерам 9, 12 и 22.

Воздух, подводимый к штуцеру 21 от задатчика (датчика числа оборотов), поступает в полость А трехмембранного реле 17 и в полость Б элемента 18 сравнения. Если давление воздуха, подводимого к штуцеру 21, ниже давления воздуха в полости В элемента

18 сравнения, то элемент сравнения закрыт, давление воздуха в полости Г трехмембранного реле 17 равно нулю, и воздух от штуцера

21 поступает через переменный дроссель 23 в полость Д элемента 1 сравнения. Переменный дроссель 23 служит для возможности подрегулировки величины давления воздуха, поступающего в полость Д элемента 1 сравнения.

Величина давления воздуха в полости В создается настроечным задатчиком 20 и постоянным дросселем 19. Это давление соответствует переходу масляного насоса на работу по кривой бв.

После того как давление в полости Б элемента 18 сравнения становится выше давления в полости В, элемент сравнения 18 открывается, давление воздуха в полости Г трехмембранного реле 17 становится равным

1,4 кгс/см . Трехмембранное реле 17 открывается и воздух из полости Е постоянным давлением, равным давлению в полости В элемента 18 сравнения, поступает в элемент 1 сравнения через переменный дроссель 23. К полости К элемента 1 сравнения воздух поступает от реле 3 времени.

При подаче давления к штуцеру 8 от датчика оборотов, расположенного на двигателе (двигатель запускается и выходит на требуемый скоростной режим), трехмембранное реле 4 открывается, далее воздух через переменный дроссель 6 и пневматическую емкость

7 поступает в полость И трехмембранного реле 5.

Время создания давления в полости И, необходимого для преодоления усилия пружины реле, определяется величиной открытия переменного дросселя и емкостью 7. После открытия реле 5 воздух поступает в полость

Ж элемента 1 сравнения.

К датчику-манометру 10 подводятся воздух давлением 1,4 кгс/см через штуцер 12 и через штуцер 11 масло из масляной магистрали двигателя. На выходе манометра 10 получается пневматический сигнал давлением 0,2—

1 кгс/см . Этот сигнал поступает на делитель

13. Подбирая открытие переменных дросселей

14 и 15, можно получить требуемый наклон участка кривой аб.

С делителя 13 воздух давлением 0,2+

1 кгс/см поступает в полость К элемента 1 сравнения. Таким образом на элемент 1 сравнения подаются два сигнала: от задатчика (датчика числа оборотов) и из масляной магистрали двигателя.

Элемент сравнения выполняет операцию вычитания Р=Рг — Pi

Давление воздуха, снимаемое со штуцера

2, поступает на механизм аварийной установки двигателя либо на устройства сигнализации о падении давления масла в системе смазки.

Формула изобретения

Устройство для защиты двигателя, например, от падения давления в масляной системе, 530103

u? / содержащее датчик одного из контролируемых параметров, например давления, связанный с исполнительным органом и задатчиком, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности защиты, задатчик соединен с датчиком контролируемого парамстрй при помощи функционального преобразователя и блока сравнения и к нему подключен преобразователь сигнала от другого контро5 лируемого параметра.

74 —, к/C

/ H

// / С г//2

530103 Puz 2

/Риг. 3

/Р//а //

I .!....=.......,.,, -,," ". :;;:-,зг,х//зй ка /з //с/"/,а/а//ь//м м, ! ! с а . //Р b03//L !:7, саОР36////г///я/P

//. ы с и//д . 6 Рl//// ///gr/// // i

f Ы ; /;/// . ///

Составитель A. Белостоцкий

Техред Е. Подурушина

Корректор А. Дзесова

Редактор Т. Горячева

Заказ 2496/12 Изд. № 1644 Тираж 690 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, /К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Са:!унова, 2