Шевронная зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 сrg
-Ф/я-с ° соцнапистниасннх О П И < А Н И Е I (ц бд с1 1 3 4
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИИЗЬСТВУ (6l} Дополнительное к авт. свид-ву (22} Заявлено02.12.74 (21} 2080152/28 с присоединением заявки № (23) 11риорит ет (43) Опубликовано 30.09.76Бюллетеиь № 36 (45} Дата опубликования описания 22.11.76
1 (51) М. Кл.
F 16K 1/08
Государственный комнтет
Совета Инннстроа СССР оо делам нзооретеннй н открытей (53) УДК 621.883., } (088.8} (72) Авторы изобретения
Г. М. Балабаев, Б. П. Куэовков и Н, H. Краснощеков (71) Заявитель (54} ШЕВРОННАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
+Г у = =0,6(à> о gy
Изобретение относится к машиностроению, именно к конструкции шевронных зубчатых ередач.
Известна фреэа Бюста, которая позволяет нарезать шевронные колеса со смещением полушевронов относительно друг,npyra т.1).
Однако такое смешение почушевронов не .может обеспечить снижения вибраций и шума ! зубчатых передач, поскольку само по себе смещение полушевронов еше не обеспечивает lO ,постоянства точек контакта зубьев во всех фазах зацепления.
Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является
:двойное зубчатое колесо со смещенными эу- 15 бьями f23 ° Конструкция его позволяет изме, няФь расстояние между осями, а также дает воэможность увеличить степень перекрытия.
Однако и эта конструкция не может обеспечить уменьшения вибраций и шума, так .как не обеспечивает постоянство точек кон1 . такта зубьев во всех фазах зацепления.
C целью устранения указанного недостат-,ка в предлагаемой шевронной зубчатой пере. даче пятна контакта при взаимодействии по- + верхностей зубьев на дополюсной v, заполюс Ho@ KoHTQKTHbIx линиях расположены одно от другого на расстоянии Ео ) равном: где т и >g - радиусы кривизны соответственно выпуклой и вогнутой поверхностей зубьев; — угол наклона(зубьев, выбоенный и предео о лах 40 -45; т а - осевой шаг.
На фиг. 1 изображено колесо с, прост ранственной системой зацепления и смешен-! ,,ными полушевронеми, общий вид; не фиг. 2
1 ° показаны пятна контакта при взаимодействии колес.
Предлагаемая шевооиная зубчатая передаi содержит Лва взакмодойствуюшкх шевронных
;колеса (не чертеже показано одно кз них}, выполненных со сме|цекными один относите. ьо другого на .:есть окружного шага t к
5;101 34 имекицими полный осеао(1 коэффигп(ен г перекрытия, равнь(й целому числу, полушевронями1 и2.
При смещении полушевронов в, пространственной системе при входе в заде!!лен>е дейст-5 вую>цяя ня зуб нормальная сила Р, приложена в точке А 1 я на левом смещенном полу1 шевроне 2 нормальная сила Р, приложена уж(в точке g — т.е. Иа некотором расстоянии от торца пблуи(еврона. (Аналогично 1О и при выходе из зацепления).
На рабочей поверхности каждого зуба параллельно оси колеса имеготся две контактные линии, которые в дополюсной часги левого 2 и правого 1 полушевронов обо- 15
< значены 111 tTl u Fll гг> 1,0 контактпыелинии взаиолюсной части обозначены соответственно,,kK и!К, К1
„,Таким образом, в контакте одновременно находятся ножки и головки кзаимодейст- K вую(иих зубьев. В начальный период контактирование зубьев осуществляется в точках.
Затем в процессе приработки и под действием нагрузки в месте контакта образуются пятнг1 контакта 3 и 4. 115ITHG B go(tot lfocHQA и заполюсиой частях относительно друг друга отстоят на расстоянии, обозначенном й(.
1.>еличина Е(зависит от радиусов кривизны (Г1 и (" > ) выпуклой и вогнутой поверхности зубьев и от угла Б наклона
30 зубьев. (Ниц)явление перемещения пятен контакта вдоль контактных линий показано стрелками}.
Значение s.> определяется по следую-: ией формуле: пуклой и 1)ог.нутой
35 Г10ве(>хно<.:1 ей зу бьев; угол наклона зубьев, выбранный о в пределах 40-15
tCl — осевой шаг.
4О Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Петрусевич A. И. и (: ямбу(>ов М.З,Обработка зубчатых колес и редук горов. М., "Машгиз", 1946.
45 2. Кожевников С. Н. и лр. M(! xàíè >мы.
М., 1965, с. 184 (прототип). где F и г — 1>адиусы кривизны
1 2 соответственно выпуклой и вогнутой поверхностей зубьев;
Р— угол наклона зубьев;
tQ — осевой шаг.
Прем!.!шле(гные испытания показали, что предложенная конструкция шевронной зубчятой переда(и, в которой пятна контакта ня дОполlоснОй и заполюснОй контактн1)!х .линиях зубьев находятся на расстоянии, (>пределенном по вышеуказанной математической зависимости, а угол наклона зубьев вьtf>f>QII R о пределах 40-45, действит(>льн<> об(<:ие(ивяет высокие результаты в улучшении динамики быстроходных передач, а также <:I(II:(я(.т виброактивность и шум И1>и 1>яботе.
Формула и:!обретения
Шевронная зубчатая передача < . Ftn<зяполюсным зацеплением Новикова, соде!>;!(яи!ая два взаимодействующих шевр(игных ког(е< я (-.о мешенными один относительно друг(г() !(а !ость окружного шага и имеющими 11олный о<>евой коэффициент пе1>екрь(тия, равный целпму числу, полушевронами, имеющими пятна контакта, лежащие на нормали к оси колеса, о тл и ч а ю ш а я с я тем, что, (нельюснижения вибраций и шума, пятна контакта при взаимодействии поверхносгей (1убь(11 ня дополюсной и зяполюсной к<>нтактHt lx линиях располо>иены одно от другого IIQ рясстс янин
2„, равном: гд(F g и Г g — радиусl к>>иви.Знl f сооТ В(>T<: твенно «ы.Составитель О, Строганов, Редактор k l. «у ииизова Техред я Андрейчук Корректор, д, Мельниченко
Заказ 5217/65<3 Тираж 1134 Подписное
k k k k k k l k k (k k Государственного комитета Совета Министров! СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж»35, Раушская наб„д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4