Устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ь:Ь(()к

-л1» -An (11) 530392

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено03.02.71 (21) 1617109/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30,09,763эюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 12.01.77 (51) И. К

Н 02 К 1/18

Гаодрротвенный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.313.3.

° 04 1 (088.8) (72) Авторы К, Н, Масленников, В. Ф. Чириков, А, К, Шадринцев, изобретения В, П, Павлов, И. Н,Мазунин и Г, П, Зонов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШИХТОВАННОГО СЕРДЕЧНИКА

В КОРПУСЕ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области элекpoMGIIIHHocTpoeHH$ и предназначено для использования в крупных электрических машинах, в частности в турбогенераторах.

Известно устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора:элеи трической машины, содержащее входящие в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые клиньями, Которые установлены в зазоры между выступом ребра и стенкой паза сердечника (1).

Также известно устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины, например турбогенератора, содержащее входящие в тело 15 сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые встречно направленными, размещенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, имеющими наклон относительно плоскости, прове- 20 денной через продольную ось машины и ось симметрии выступа ребра (2).

В этих конструкциях клиновые элементы создают растягивающие напряжения в сердечнике и сжимающие в корпусе статора. 25

При работе электрической машины неизбежно будет происходить ослабление расклиновки из-за увеличения диаметра сердечника за счет превышения его температуры от выделяющихся в нем потерь над температурой корпуса и наличия неизбежных зазоров в радиальном направлении между пакетом сердечника и хвостовой частью ребра. Ослабленное клиновое соединение не обеспечивает гарантированной жесткой связи между пакетами сердечника и корпусом, что неизбежно приведет к ухудшению вибрационного состояния элементов конструкции, что, в свою очередь, может вызвать их усталостное повреждение.

Целью изобретения является обеспечение надежной жесткой связи между сердечником и корпусом во всех режимах работы машины, что гарантирует низкий уровень вибраций статора и повышение надежности электрической машины.

Эта цель достигается благодаря тому, что опорные поверхности клиньев и указанная плоскость образуют между собой угол, 530392

Составитель Н. Сухоярская

Редактор В. Левятов Техред М. Левицкая Корректор Н, Золотовская

Заказ 5264/673 Тираж 882 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вершина которого направлена к продольной оси машины.

Встречные клинья опорных поверхностей расположены под углом к продольной плоскости ребра, вершина которого направлена к оси сердечника.

На чертеже изображен узел статора электрической машины в месте крепления сердечника статора на стяжном ребре, поперечное сечение.

В сегментах 1 сердечника статора паз 2 служит для шихтовки сегментов на стяжные ребра 3, укрепленные в корпусе 4.

Под встречные клинья 5 в ребрах 3 и сегментах 1 выполнены опорные поверхности 6, расположенные к продольной плоскости ребра под углом ф, вершина которого обращена к оси сердечника (машины).

При указанном расположении клиновых элементов обеспечивается гарантированная жесткая связь между сердечником и корпусом как в радиальном, так и в тангенциальном направлениях, что увеличивает жесткость статора в целом и приводит к значительному снижению вибраций и повышению надежности электрической машины.

Формула изобретения

Устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрический машины, например турбогенератора, содержащее входящие в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые встречно направленными, размещенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, имеющими наклон относительно плоскости, проведенной через продольную ось машины и ось симметрии выступа ребра, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности закрепления, опорные поверхности клиньев и указанная плоскость образуют между собой угол, вершина которого направлена к продольной оси машины.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт.св. J4 228888111111, Н02 К 1/18, 1969.

2. Авт.св. М 318123, Н02 К 1/18, 1968.