Устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ь:Ь(()к
-л1» -An (11) 530392
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено03.02.71 (21) 1617109/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30,09,763эюллетень № 36 (45) Дата опубликования описания 12.01.77 (51) И. К
Н 02 К 1/18
Гаодрротвенный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.313.3.
° 04 1 (088.8) (72) Авторы К, Н, Масленников, В. Ф. Чириков, А, К, Шадринцев, изобретения В, П, Павлов, И. Н,Мазунин и Г, П, Зонов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШИХТОВАННОГО СЕРДЕЧНИКА
В КОРПУСЕ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к области элекpoMGIIIHHocTpoeHH$ и предназначено для использования в крупных электрических машинах, в частности в турбогенераторах.
Известно устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора:элеи трической машины, содержащее входящие в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые клиньями, Которые установлены в зазоры между выступом ребра и стенкой паза сердечника (1).
Также известно устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины, например турбогенератора, содержащее входящие в тело 15 сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые встречно направленными, размещенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, имеющими наклон относительно плоскости, прове- 20 денной через продольную ось машины и ось симметрии выступа ребра (2).
В этих конструкциях клиновые элементы создают растягивающие напряжения в сердечнике и сжимающие в корпусе статора. 25
При работе электрической машины неизбежно будет происходить ослабление расклиновки из-за увеличения диаметра сердечника за счет превышения его температуры от выделяющихся в нем потерь над температурой корпуса и наличия неизбежных зазоров в радиальном направлении между пакетом сердечника и хвостовой частью ребра. Ослабленное клиновое соединение не обеспечивает гарантированной жесткой связи между пакетами сердечника и корпусом, что неизбежно приведет к ухудшению вибрационного состояния элементов конструкции, что, в свою очередь, может вызвать их усталостное повреждение.
Целью изобретения является обеспечение надежной жесткой связи между сердечником и корпусом во всех режимах работы машины, что гарантирует низкий уровень вибраций статора и повышение надежности электрической машины.
Эта цель достигается благодаря тому, что опорные поверхности клиньев и указанная плоскость образуют между собой угол, 530392
Составитель Н. Сухоярская
Редактор В. Левятов Техред М. Левицкая Корректор Н, Золотовская
Заказ 5264/673 Тираж 882 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вершина которого направлена к продольной оси машины.
Встречные клинья опорных поверхностей расположены под углом к продольной плоскости ребра, вершина которого направлена к оси сердечника.
На чертеже изображен узел статора электрической машины в месте крепления сердечника статора на стяжном ребре, поперечное сечение.
В сегментах 1 сердечника статора паз 2 служит для шихтовки сегментов на стяжные ребра 3, укрепленные в корпусе 4.
Под встречные клинья 5 в ребрах 3 и сегментах 1 выполнены опорные поверхности 6, расположенные к продольной плоскости ребра под углом ф, вершина которого обращена к оси сердечника (машины).
При указанном расположении клиновых элементов обеспечивается гарантированная жесткая связь между сердечником и корпусом как в радиальном, так и в тангенциальном направлениях, что увеличивает жесткость статора в целом и приводит к значительному снижению вибраций и повышению надежности электрической машины.
Формула изобретения
Устройство для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрический машины, например турбогенератора, содержащее входящие в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые встречно направленными, размещенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, имеющими наклон относительно плоскости, проведенной через продольную ось машины и ось симметрии выступа ребра, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности закрепления, опорные поверхности клиньев и указанная плоскость образуют между собой угол, вершина которого направлена к продольной оси машины.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт.св. J4 228888111111, Н02 К 1/18, 1969.
2. Авт.св. М 318123, Н02 К 1/18, 1968.