Устройство управления муфтой сцепления и тормозком первичного вала коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 5. 30814 (61) Дополнительное к авт. свид-ву№ 368086 (22) Заявлено04.02.75 (21)2102206/11 с присоединением заявки №(51) И. К, В 60 К 41/22

В 60 К 23/02

Государственный комнтет

Совета Мнннстров СССР по делам нзооретеннй и открытий (23) Приоритет(43) Опубликовано05.10.76.Бюллетень № 37 (53) УДК 629.113-578 (088. 8 ) (45) Дата опубликования описания 37.12.76 (72) Авторы В. С. Тимошенко, В. И. Курченков и Ю. В. Шеленков изобретения

Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ МУФТОЙ СБЕПЛЕНИЯ

И ТОРМОЗКОМ ПЕРВИЧНОГО ВАЛА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к управлению муфтой сцепления и тормозком первичного вала коробки передач, преимущественно гу сеничного трактора. 5

По основному авт. св. № 368086 известно устройство управления муфтой сцепления и тормозком первичного вала коробки передач, используемое преимущественно )0 на тракторах. Это устройство содержит источник подачи рабочей жидкости к сервомеханизму следящего действия, входное звено которого связано с педалью управления, а выходное звено соединено с исполнительным !5 механизмом управления муфтой сцепления и тормозком, блокировочные золотники, связанные с валиками механизма управления коробкой передач и клапан с подтлружиненным золотником, установленный напротив 2О выходного звена сервомеханизма для сообщения источника подачи рабочей жидкости со сливом через канал, перекрываемый блокировочными золотниками в нейтральном положении коробки передач. 25

При работе этого устройства имеет место резкое повышение давления в сервомеханизме, которое наблюдается в момент прижатия подвижного и неподвижього дисков тормозка, что обуславливает повышенные динамические нагрузки на тормозок.

Бель изобоетения — уменьшение динамических нагрузок на тормозок и повышение его эксплуатационной надежности.

Это достигается тем, что устройство снабжено гидравлическим аккумулятором, а в корпусе сервомеханизма между нагнетательным и сливным каналами выполнены дополнительные каналы, один из которых через обратный клапан, а другой непосредственно связаны с рабочей полостью упомянутого гидравлического аккумулятора.

На чертеже изображена схема устройства управления муфтой сцепления и тормозком первичногс вала коробки передач.

Устройство содержит сервомеханизм 1 следящего действия, входное звено 2 которого черз рычаг 3 и тягу 4 связано с педалью 5 муфты сцепления, а поршень 6 соединен с рычагом 7 исполнительного меха5308 14

3 низма управления муфтой сцепления 8 и

ТорМо3КоМ 9 первичного вала коробки передач. для питания сервомеханизма 1 рабочей жидкостью служит ее источник - гидравлический насос 10, сообщенный с сервомеханизмом 1 через перепускной клапан 11, предназначенный для регулирования давления рабочей жидкости. Напротив поршня 6 сервомеханизма 1 установлен клапан 12, содержащий подпружиненный золотник 13. щ

Клапан 12 служит для сообщения насоса 10 со сливом через канал 14, перекрываемый в нейтральном положении коробки передач блокировочными золотниками 15, связанными с валиками переключения диапазонов и реверса, и золотниками 16, связанными с валиками переключения ступеней внутри диапазонов механизма управления коробкой передач. В корпусе сервомеханизма 1 выполнен канал 17, в котором установлен обратный клапан 18, и канал 19, сообшаюшиеся с гидроаккумулятором 20. Причем канал 17 через обратный клапан 18 может сообщаться с рабочей полостью сервомеханиэма 1, когда поршень находится в крайнем включенном положении; канал 1 9 при этом перекрывается пояском поршня 6 сервомеханизма 1. При выключенном сервомеханиэме 1 канал 17 перекрыт поршнем 6, а канал 19 соединен со сливом. gp

Работает устройство следующим обраэом.

При необходимости переключения ступе« ней или диапазонов в коробке передач водитель нажимает на педаль 5 муфты сцеп- 35 ления 8, и движение от педали 5 через тягу 4 и рычаг 3 передается на звено 2 сервомеханизма 1 следящего действия по положению. Поршень 6 сервомеханизма под действием давления рабочей жидкости, по- 40 ступающей от насоса 10, перемещается влево, поворачивая рычаг 7 исполнительного механизма управления муфтой сцепления 8 и тормозком 9 первичного вала коробки передач, В результате муфта сцепле- 45 ния 8 размыкается, а тормоэок 9 замыкается, останавливая первичный вал коробки передач. При этом поршень 6 сервомеханизма 1 нажимает на золотник 13 клапана 12 и сообщает рабочую полость "А" 50 сервомеханизма с каналом 17, соединенным через клапан 18 с рабочей полостью гидроаккумулятора 20, Канал 17 в корпусе сервомеханизма расположен таким образом, что сообщение его с рабочей полостью сервомеханиэма происходит несколько раньше, чем начинается замыкание дисков тормозка; канал 19 при этом перекрыт поршнем 6. Поскольку, в нейтральном положении коробки передач канал 14 перекрыт блокировочными золотниками 15 и 16 механизма управления коробкой передач, то слив жидкости через него не происходит.

После сообщения канала 17 с рабочей полостью сервомеханизма часть рабочей жидкости начинает поступать в гидроаккумулятор, вследствие чего в процессе прижатия дисков происходит плавное нарастание давления в рабочей полости сервомеханизма.

Характеристика гидроаккумулятора выбирается так, чтобы его зарядка начиналась после достижения определенной величины давления, а именно, равного давлению, при котором происходит полное выключение муфты сцеплев я, и заканчивалась при достижении величины давления, необходимого для полного замыкания тормозка, которое обычно в 2-3 раза превышает давление выклк чения муфты сцепления.

Предельная величина давления ограничивается клапаном l l. При переключении диапазонов и ступеней в коробке передач перемешаются золотники 15 и 16, сообщая насос 10 со сливом через клапан 12 и канал 14. В результате давление жидкости падает, и поршень 6 сервомеханизма 1 под действием возвратных пружин муфты сцепления перемещается вправо, размыкая тормозок 9. Перемещение поршня 6 вправо происходит до тех пор, пока золотник 13 клапана 12 не перекроет слив жидкости от насоса через канал 14.

При этом клапан 18 перекрывает канал 17, поскольку давление в гидроаккумуляторе оказывается большим, чем в рабочей полости сервомеханиэма, в результате чего жидкость из гидроаккумулятора в плость А" сервомеханиэма не поступает, и разъединение дисков тормозка происходит быстро. Йля выключения муфты сцепления водитель отпускает педаль 5. При некотором перемещении поршня 6 открывается канал 19, в результате чего рабочая полость гидроаккумулятора соединяется со сливом (происходит его разрядка).

Формула изобретения

Устройство управления муфтой сцепления и тормозком первичного вала коробки передач по авт. св. № 368086, о т л и— ч а ю ш е е с я тем, что, с целью умень щения динамических нагрузок на тормозок и повышения его эксплуатационной надежности, оно снабжено гидравлическим аккумулятором, а в корпусе сервомеханизма между нагнетательным и сливным каналами выполнены дополнительные каналы, один

5308 14

Составитель С. Макаров

Редактор И, Квачадзе Гехред И. Ковач КорректорВ. Куприянов

Заказ 5365/142 Тираж 901 Подписное

UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент . r. Ужгород, ул. Проектная, 4 из которых через обратный клапан, а другой — непосредственно связаны с рабочей полостью упомянутого гидравлического аккумулятора.