Односводочатая станция метрополитена
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 530933
*1
/AN (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.12.74 (21) 2085813/03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.10.76. Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 29.03.77 (51) M. Кл.е Е02 О29/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и отнрытий (53) УДК 625.42:725.314 (088.8) О. Ю. Антонов, С. Н. Сельвестров, Л. С. Афендиков, В. М. Капусп н, Ю. Ф. Соловьев, Г. А. Федоров, В. И. Медейко, И. К. Сахиниди и Г. А. Скобенников (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ОДНОСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА
Изобретение относится к метростроению, а именно к области строительства станций метрополитена, в частности односводчатой станции метрополитена.
Одна из известных односводчатых станций метрополитена f1) имеет в поперечном сечении замкнутую обделку, включающую сборные из элементов верхний и нижний обратный своды и стены, при этом каждая стена выполнена из незамкнутых со стороны станции колец сборной тоннельной обделки и монолитного бетонного заполнения внутреннего пространства этих колец.
Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является другая известная односводчатая станция метрополитена (2) со сборной замкнутой обделкой, включающей верхний свод, обратный свод и стены, при этом каждая стена выполнена из выступающего в сторону породы трапециевидного блока с уширенным основанием, а элемент верхнего свода и элемент обратного свода, примыкающие к каждой стене, имеют выступающие внутрь станции опорные площадки для взаимодействия с элементами кольца временного пилот-тоннеля.
Такая известная станция обеспечивает возможность полной индустриализации изготовления всех элементов ее обделки а также механизации основных горно-проходческих ра5 бот по возведению станции, поскольку элемент верхнего свода и элемент обратного свода, примыкающие к каждой стене, могут быть установлены в рабочее положение непосредственно в процессе проходки временного пилот — тоннеля. Кроме
10 того, трапециевидные блоки стен также могут быть возведены в процессе проходки временного пилот — тоннеля.
Однако в известной односводчатой станции метрополитена выполнение стены в виде трапециевид15 ного блока приводит к необходимости расширения его основания дпя обеспечения передачи на породу усилия от верхнего свода, что влечет за собой увеличение объема материала и трудозатрат на сооружение стеньь Кроме того, массивный трапезе циевидный блок стены, который устанавливается в процессе проходки перегонного тоннеля через станцию, затрудняет работы по сборке обделки перегонного тоннеля, увеличивает трудозатраты на эти работы и, в целом, снижает скорость проходки всей станции.
530933
20
Целью изобретения является снижение материалоемкости и трудозатрат на сооружение станции.
Достигается это тем, что обделка в поперечном сечении выполнена коробового очертания, каждая стена обделки состоит из элементов, наружная поверхность которых очерчена по окружности с центром на продольной оси перегонного тоннеля, а элемент обратного свода, примыкающий к стене, выполнен фигурным с верхней горизонтальной и боковой вертикальной плоскостями.
Каждьй элемент стены и элемент обратного свода, примыкающий к стене, могут быть снабжены по одному торцу между секциями гребнем, а по противоположному — пазом и иметь сквозные вдоль продольной оси станции каналы, в которых монтирована предварительно напряженная арматура.
На фиг. 1 изображена предлагаемая односводчатая станция метрополитена, поперечное сечение; на фиг. 2 — элемент стены, поперечное сечение.
Оцносводчатая станция метрополитена со сборной йз отдельных секций вдоль станции замкнутой обделкой включает верхний свод 1, обратный свод
2 и стены 3. Обделка станции в поперечном сечении выполнена коробового очертания. Каждая стена 3 обделки состоит из элементов 4, наружная поверхность 5 которых очерчена по окружности с центром на продольной оси 6. Элемент 7 обратного свода 2, примыкающий к стене 3, выполнен фигурным с верхней горизонтальной плоскостью 8 и боковой вертикальной плоскостью 9.
Каждьй элемент 4 стены 3 и элемент 7 обратного свода 2, примыкающий к стене 3, может быть снабжен по одному торцу 10 межцу секциями гребнем 11, а по противоположному торцу 12— пазом 13 и иметь сквозные вдоль продольной оси станции каналы 14, в которых монтирована предварительно напряженная арматура.
Сооружение односводчатой станции метрополитена происходит следующим образом.
Вначале проходят перегонные тоннели так, что их продольная ось 6 располагается в вертикальной плоскости, проходящей через ось 15 пути метропо- 4 литена на станции. При этом, монтируя обделку перегонного тоннеля в пределах станции, одновременно ставят элементы 4 стен 3 и элементы 7 обратного свода 2 и через каждые 5 — 10 секций в каналах 14 устанавливают и предварительно напрягают арматуру.
Затем раскрывают калотту и монтируют в ней верхний свод 1, опирая его на верхний торец 16 стены 3.
После этого с отставанием забоя на 15 — 20 м разрабатывают породу ядра, разбирают обделку перегонного тоннеля в пределах станции и монтируют обратньй свод 2. До монтажа обратного свода
2 стена 3 передает нагрузку от свода 1 на породу через наружную поверхность 5 стены 3 и вертикальную плоскость 9 элемента 7. При этом стена 3 на участке 15 — 20 м работает в продольном направлении как монолитная за счет соединения секций между собой через гребень 11 и паз 13 элементов 4 и 7 и предварительного напряжения арматуры в каналах 14 этих элементов.
Формула изобретения
1. Односводчатая станция метрополитена со сборной из отдельных секций вдоль станции замкнутой обделкой, включающей верхний свод, обратный свод и стены, отличающаяся тем, что, с целью снижения материалоемкости и трудозатрат на сооружение станции, обделка в поперечном сечении выполнена коробового очертания, каждая стена обделки состоит из элементов, наружная поверхность которых очерчена по окружности с центром на продольной оси перегонного тоннел чемент обратного свода, примыкающий к сте выполнен фигурным с верхней горизонта юй и боковой вертикальной плоскостями.
2. Станция по и. 1,о т лича ю щ а я с я тем, что каждьй элемент стены и элемент обратного свода, примыкающий к стене, снабжены по одному торцу между секциями гребнем, а по противоположному— пазом и имеют сквозные вдоль продольной оси станции каналы, в которых монтирована предварительно напряженная арматура.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Туманов А. и др. Односводчатая станция глубокого заложения. "Метрострой", Р 7, 1975, с. 8 — 10, рис. 1.
2. Антонов О. За односводчатую станцию. "Метрострой ", N 3, 1969, с, 12 — 13, рис. 3 — прототип.
530933 ег з
Составитель Н. Туренский
Техред И.Ковач Корректор С. Шекмар
Редактор С. Титова
Заказ 5367/140
Филиал ППП " Патент ", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 830 Подписное
ЦНИИПИ Государственного Комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5