Реверсивная упруго-центробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик (и) 530973 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10 06 75 (21) 2142748/27 (51) М. Кл,е с присоединением заявки №(23) П риоритет 27.05.74: (43) ОпублнкованоОд 1р 76 Бюллетень №37 (45) Дата опубликования описания 17.01.77
У 16 Э 43/14
Гасударственный иоиитет
Соната Министров СИР по делаи иаооретеиий и отнрытий ("З) УЛ 621.825. 7 (О88.8 }
А-,П. К. Каволелис, Л. A. Зубавичус, В;-А. В. Забелскас, (72) Авторы изобретения
Ю. И. гуревич, A. Р, Якштас и В. П. Спруогис
Вильчюс "кий инженерно-".тронтельный институт (71) Заявитель (54) РЕВЕРСИВНАЯ yriPyrO-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машинострое ттию и может быть применено, например, для соедтцтения двигателя с рабочим органом в судовых силовых установках, где во время работы происходят значительные взаимные ,смещения соединяемых валов и частое ре= версироваиие.
Известна упруго-центробежная муфта, седержашая две полумуфты и виде ступин с хвостовиками, образующими совместно кре- 10 стовину, несущую упругое разрезное кож цо, концы которого прикреплены к хвостовикам полумуфт (11.
При вращении: муфты с определенной рловой скоростью под действием центробежных сил кольцо старается выпрямиться, и хвостовики муфт стремятся отойти друг от друга. При определенной угловой скорости и определенной внешней крутящей нагрузке устанавливается динамическое равнд- 20 весне системы, характеризуемое углом деформации, т.е. углом между хвостовиками.
Однако это устройство из-за малой мас- сы упругого разрезного кольца обладает низкой несушей способностью. 25
Известна и дрызгая реверсивная упРуго" центробежная му та, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступин с дна; мечрально противоположно расположенными .хвостовиками, и жестко соединенное с по следттими уттругое кольцо. Хвостовики веду шей полумуфты выполнены в виде центрсь,бежиых грузов, закрепленных на ступице с помощью радиальных упругих.стержней(2).
3 центробежные грузы увеличивают нагру, зочную способность этой муфты.
Данное устройство является наиболее
,близким к изобретению по технической суш -! ности и достигаемому результату.
Однако упругие стержни усложняют тех-.
I нологию изготовления муфты. Появляющиеся усталостиые ., явления при частом реверси . ровании вызывают изменение характеристики муфты. Кроме того, радиальная жесткость муфты строго меняется в зависимости от направления вращения, что является .причиной дополнительной динамической на:груженности опор.
11елью изобретения является повышение компенсируюшей способности муфты, т,е.
0973 равновесие системы, характеризуемое некоторым углом между грузами ведущей и
Ведомой полумуфты и соответству1ошей де формацией упругого кольца.
При крутильном возмущении ведущей или ВедОмой полумуфты гр у зь1 с Ове p}E} R }c т колебания в определенном направлении, и
В СООтветствуюших условиях крути}1ьные колебания могут быть локализованы в соответствуюшей полумуфте (ведущей 1Ц1и веДОМОЙ ) °
При соответствующих параметрах снсте".= мы может обеспечиваться динамическое гЖшение крутильных колебаний со следящей1
35 настройкой в широком диапазоне.
Все характеристики муфты являются идентичными как при врашении в одну сТО=рочу, так и в другую, а наличие и}арн11рнь1Х соединений Обеспечивает возможность переДачи сраВнительно больших крутяц1их
@ моментов.
53 рбесйече}}ие высокой крутильной податлив}-.ст1} и ком11енсации радиальной ресоос1 рсти соединяемых валов, Указанная цель достигается те} 1, что хвосто1}ики полумуф-. Выполнены В Виде центробежных грузов, шарн11рно закрепленE1blx Ha ступицах.
1}а фиг. 1 изображена муфта, общий вид1
:на фиг.2 разрез муфты по Л-Л на фиг.4.
Ведущая и Ведомая полумуфты Выполие4ны в виде ступиц 1 и 2 с диаметрально противоположным расположением двух хво стовикОВ. Каждь1й хвостОВик ВыпОлнен В виде центробежных 1.рузов 3 и 4, прикреп ленных шарнирно с помошью пальцев 5 к ступицам. K грузам при помощи накладок 6, которые также выполняют роль цен }робежных грузов} креl}итси упругое кольпО 7. Отрезки кольца являются сОеди}}ител} ьиь}}и звеньями между полумуфтами.
Муфта работает сйедуюшим Образом.
В ста}11ческом положении без нагрузки ось каждого груза расположена радиально„
Груз1>1 ВедОМОЙ пОлумуфты расположены
}п}е зпе11дикуляоно гру зам Ведущей полумуф ть}, 11 упругое кольцо 7 представляет со: бой ид!еальную Окружность, Под воздействием крутя1цего момента
Ведущая муфта повораччвается относитель- но ведомой по направлению вра1пен11я, }:}сле дствие этого Пеформируется упругое кольцо, а грузы поворачиваются вокруг пальцев.
}}ри увеличении числа Оборотов центробежные силы грузов возрастают.
При вращении под действием центробеж ных сил грузы 3,4 стараются вернуться в первоначальное радиальное положение и упругое кольцо принимает форму окружности. При соответствую}шем крутчшем моменте и соответствукапих оборотах устанавл}ивается определенное динамическое
Формула изобретения
Реверсивная упруго=центробежная муфта содержащая две полумуфты, выполненные В
}виде ступиц с диаметрально противополож,ным расположением хвостовиков, и жестко !.соединенное с последними упругое коль11О, @ О т л и ч а ю ш а я с я тем, что,с целью повышения ее компенсирующей способности, хвсaTOBHKH Выполнены В Виде центробежных ,грузов, шарнирно закрепленных на ступи}, цах, ВВ Источники информации, принятые во Внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство N-. 340891
}кл. 1 16 О 43/14; 1971 г, -. Лвторское свидеъмьство M 280128)
@,кл. У 16 8 43/14; 1968 r. - Прототип, 5309 73
Составитель И. Антипова
Редактор H. Вирко Техред H. Аидрейчук Корректор.Л. Боринская
Заказ 5393/156 Тираж 1134 Подписное
HHHHHH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4