Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОЬРЕтЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Саеоз Советских
Социалистических
Раслублик (11) 530980 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.10,73(21) 1963532/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05,10.76.Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 26.11.76 (51) М. Кл.
F 16 Н 1/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР пе делам иэаоретений и открытий (53) УДК 621.833.1 (088,8) (72) Авторы изобРЕтениа Л. В, Коростелев, С. A. Лагутин, К, С. Серов и А. В. Верховский (71) Заявитель
Московский станкоинструментальный институт (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностро— нию и может быть использовано в любых приводах общего назначения.
Известны зубчатые передачи, содержащие два колеса и шайбы, установленные с одной стороны колес Г11.
Такие передачи позволяют разгружать валы зубчатых колес от осевых усилий.
К недостаткам этих передач относится то, чть они с большими потерями обеспе- !О чивают удержание смазки в зоне передачи усилия между зубьями колес, По технической сущности и достигаемому э кректу наиболее близкой к предложенному изобретению является зубчатая !5 передача, содержащая ведущее зубчатое колесо, активный профиль зуба которого в торцовом сечении составлен из участка, примыкающего к начальной окружности колеса и имеющего центры кривизны внутри 20 этой окружности, и сопряженного с ним участка, очерчивающего головку зуба по дуге окружности или близкой к ней кривой, и ведомое колесо, которое выполнено неподрезанным, взаимоогибаемым с ведущим, 25 составляющим с последним заполюсное зацепление с образованием двух линий контакта и имеющим с ним одинаковую ширину зубчатого венца (21
При таком выполнении передачи линия мгновенного контакта поверхностей зубьев имеет замкнутый контур, периметр которого уменьшается в процессе зацепления, в результате чего смазка оказывается заклиненной между зубьями и становится третьим телом, передающим усилие с зуба ведущего на зуб ведомого колеса.
Недостатком этой передачи является то, что она трудновыполнима технологически ввиду сложной обработки зубьев колеса, в продольном направлении имеющих форму шеврона, Кроме того, известная передача нереверсивная.
Предложенная передача отличается от известных тем, что одно из колес снабже но прижатыми к его торцам шайбами, наружный диаметр которых больше начальной окружности колеса.
Такое выполнение передачи обеспечивает удержание смазки в зоне передачи усилия
53098Q при прямолинейной форме зубьев в продольном направлении, делает ее более технологичной и реверсивной.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача, вид с торца (одна шайба снята); на фиг, 2 — сечение передачи плоскостью, прс ходяшей через оси вращения колес, Передача содержит колеса 1, 2 и две торцовые шайбы 3 и 4. Линиями а-а и в-в показаны делительные окружности колес.
Профиль зуба колеса 1 состоит из двух участков: участка высотой и, очерченного по звольвенте или близкой к ней кривой, и участка высотой 1, очередного по дуге окружности или близкой к ней кривой, ппавно сопряженной с первым участком. Зубья колеса 2 выполняются взаимоогибаемыми по отношению к зубьям к олес à l.
В передаче, составленной из двух колес„ масляный карман ограничен поверхностям
А Б и А . Б, а с торцов колес - пэ-верхностями шайб„При вращении колеса 1 в направлении, указа пом стрелкой,. объем масляного кармана уме.ь:лается, линии контакта А-А и Б-Б грох;;дят положение
t !
А-А и Б-Б и вырождаются в точку С.
Уме;T LIHNe объема масляного кармана в зубчатой передаче приводит к заклинп=. вашпо смазки внутри объема, образованного поверхностями А Б, А„Б и поверхнсстями торцовых шайб, распределению передаваемого усилия по всей пп.ощади, огрe.. ниченной контуром, возникновепи:о зазоров, нормальных к поверхпостяк. зубьев колес, и торцовых зазоров, чере:. которь е вь давливается избыток заклиненно i смазки. Причем истечение масла ч рез тор= цовые зазоры мало го сравнению с истечением через норма!явные. Тем самым прерложенная пепедача, по сравнению с известными, снижает расчетные контактные напряжения ввиду увеличения плошади, на которой расгределяется передаваемое зубьями колес усилие. Предложенная передача является более простой в изготовлении и реверсируемой за счет наличия прямолинейной формы зубье†a продольном направлении,„
Ю
4 ормула изобретения
Зубчатая передача, содержащая ведущее зубчатое колесо, активный профиль зуба которого в торцовом сечении составлен из участка, примыкающего к начальной окружности колеса и имеющего центры кривизны внутри этой окружности, и сопряженного с ним участка, очерчивающего головку зуба по дуге окружности или близ"@ кой к ней кривой, и ведомое колесо, которое выполнено непидрезанным. взаимоогибае:;ь:м с ведущим, составляюц;им с последним заполюсное зацепление с образование. дву.,-. линий контакта и имеющим с ним PB, одинаковую ширину зубчатого венца, о тл и ч а и щ а я с я тем, что, с целью
«; r.;ержы н:я смазки в зоне передачи усилия при рямолинсйной форме зусьев в продольном направлении, одно из колес снабжено прижатыми к его торцам шайбами, наружный диаметр которых больше начальной ок-. ружности колеса.
Источники информации,, принятые во вни - апие при зксгертизе: @ 1., Х, А. Kî-.рнилов "Производство зубчатых колес", .М„. ГОСИНТИ, 1947,, стр. 93, фиг . 17., 2, Ав:орское ..виде:ельствс %277486, кл,. Е 1ОН 1,/08 1969„
530980 л Ф.
Составитель A. Матвеев
Редактор H Бродская Техред О. Луговая Корректор Т, Чаброва
Заказ 5 360/155 Тираж 1 1 34 Подписное
ЦНИИ ПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4