Способ испытания моторного масла

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистинеских

Республик (11) 53 l 079 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.05.75 (21) 2130022/04 (51) М. Кл.-"

G01 N 33/30 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам изаоретений и открытий (43) Опубликовано 05.10.76.Бюллетень №37 (53) УДК 620.1 (088.8) (45) Дата опубликования описания 11.02.77

Э, М. Мохнаткин, М, Г. Ионис и Н. А. Носов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МОТОРНОГО МАСЛА

Изобретение относится к способам испытаний моторных масел применительно к двигателям внутреннего сгорания.

Ускорение испытания масел в двигателях внутреннего сгорания заключается в 5 том, чтобы вызвать в нем за сравнительно короткий промежуток времени такие физикахимические изменения, которые были бы равноценны или приближались к изменениям, наблюдаемым в масле при длительном. ð использовании его в натурных двигателях внутреннего сгорания при эксплуатации.

Это достигается за счет ужесточения условий испытания масла по сравнению с условиями работы его в натурных двигателях у при их эксплуатации.

Известны способы испытаний моторных масел, например способ, по которому с целью ужесточения условий испытаний и повышения точности получаемых результа- gp тов воздух, подаваемый в цилиндр двигателя внутреннего сгорания, нагревают до температуры газов работающего двигателя о в конце рабочего хода 500-800 С, а наружную поверхность цилиндра и картера охлаж- 25 дают (Ц. При этом повышение температуры подаваемого в цилиндр воздуха до 500о

-800 С вызывает резкое уменьшение коэффициентов наполнения и избытка воздуха.

Такое сушественное отклонение от действи тельного рабочего процесса двигателя не приводит к сокращению длительности испытаний, так как повышение температуры воздуха не может вызвать заметного увели чения скорости старения масла. Влияние повышенной температуры воздуха еше меньше сказывается на увеличении скорости старения при испытании масел с высокоэффективными моюшими присадками. Масла с вь сокоэффективными присадками могут быть оценены по моюшим и антинагарным свойствам при использовании комплекса мероприятий по ужесточению условий испытаний

Так, известно, что кроме повышения температуры воздуха, подаваемого в цилиндр двигателя, используются и такие методы ужесточения условий испытаний, как повышение температуры испытуемого масла о до 110-120 С, уменьшение его количества, повышение температуры охлаждающей

531079 жидкости, отсутствие очистки масла и др. (2j, Только комппекс мероприятий по ужесточению условий испытаний позвопяет несколько увеличить скорость старения маопа, оценить его моющие и антинагарные свойства во время испытаний в течение

200-400 час. Однако продолжительность испытаний в этом случае остается значительной и дпя существенного сокращения дпитепьности их необходимо увеличить скорость старения масла.

Одним из главных показателей старения масла является накопление в нем продуктов окисления и неполного сгорания топливауглеродистых ипи сажистых частиц. При нормальной работе двигателя струя распыпяемого топлива направпена против потока воздуха в цилиндре (1), Резко увеличить скорость старения масла повышением в нем количества сажистых частиц при нормальной работе двигателя внутреннего сгорания практически невозможно, так как величина недожога топлива в камере сгорания двигатепя незначительна и постоянна, а спедоватепьно, постоянно и незначительно количество сажистых частиц, проникающих из этой камеры сгорания в масло.

С целью повышения точности и сокраще-ния дпитепьности испытания предлагается топпиво подавать по направлению потока воздуха в цилиндре двигателя, Изменение аэродинамических условий распыления топпивв. влечет некоторое ухудшение качества распыления топлива. B резупьтате в камере сгорания двигатепя возрастает количество продуктов недожога топпива (угперодистых и сажистых частиц), и следовательно, увеличивается их попадание в масло, что приводит к повышению скорости старения масла и позволяет за меньший промежуток времени надежно оценивать его моющие и антинагарные свойства. В частном случае, когда в одном цилиндре имеется несколько форсунок с одним несимметричным распыпивающим отверстием, эффект ускоренного старения масла достигается перестановкой местами двух верхних форсунок, При этом уменьшение скорос» ти струи топлива относительно потока воздуха в цилиндре достигается благодаря изменению направления струи распыпяемого топпива. При работе двигателя с обычным распопожением форсунок струя распыляемого топпива нацравпена против потока воздуха в цилиндре, как показано на фиг, 1. В этом спучйе относитепьная скорость V,, струи тбтйтива (Vp ) относительно воздущного потока в ципиндре (Yn ) двигателя равна сумме абсолютных величин скоростей потока и струи топлива;

v, = (ч„) (.ч„)

При переставпенных местами форсунках

5 направление распыпения меняется на противопопожное и совпадает с направлением потока воздуха, как показано на фиг. 2.

В этом случае относительная скорость V> струи топлива и потока воздуха равна раэ10 ности их абсолютных вели ын; ч =(ч ) -(v)

Таким образом, относительная скорость Vg будет меньше относительной скорости на

15 величину 2 v/>

В предлагаемом способе используют так же следующие известные ранее мероприятия по ужесточенк;-о усповий испытаний масла: температура испь-,yàìoão масла поддеро живается равной 125 С, .количество используемого масла в системе смазки двигатепя уменьшено go 50 Ii, температура охлаждающей жидкости поддерживается на урово не 125 С, температура подаваемого в цио пиндр воздуха 4:О С, из системы смазки изъят маслоочиститепь, В этом случае дпя надежной одежи моющих и антинагарных свойств масла требуется всего 50 час, Изменение аэродинамических усповий распы30 пения впрыскивания топлива по направлению потока воздуха и,- еньшение относительной скорости струи тонпива и воздушного потока являются решающими дпя увеличения скорости старения мaсча.

Предлагаемый способ бьщ использован при испытании масел на двухтактном двигатепе (горизонтальное расдспожение цилиндра, расходящиес -, поршни, 4 форсунки), который является пол =opBBMBpHbi ". одноципиндровым отсеком развернутого двигатеп .

Результаты испытания опытных масел сравнивают с резупьтатами>подученными на эталонном масле, применяемом в настоящее время в качесве штатного на данном двигателе.

59 B табл, 1 представлены данные оценки антинагарных и моюцих свойств масел по степени закоксованности газовоздушного тракта ципинцра двухтактного дизеля, полученные методом продувки после испыта55 ний в течение 50 час„г роведенных по предпагаемому способу. При этом чем больше увепичение сопротивпения газовоздушного тракта цилиндра, тем худшими анинагарными и моющи),1и сво с t ами обладает ис

60 пытуемое масло.

531079

Из таблицы следует, что масло МТ16П хуже по моющим и антинагарным свойствам масла М16ИХП-З, которое, в свою очередь, уступает маслу М12В2. Полученные результаты подтверждаются данными 5 суммарной оценки нагаро-лакоотложений на поверхности поршней в балках, проводимой по известной методике 344Т, представленными в табл. 2.

Таблица 1.

Сопротивление газовоздушного тракта цилиндра в мм.вод.ст.

Марка масла

120

220

Таблица 2.

Марка масла

М16ИХП-3 по ТУТУ-38-1-01-3 1-70

44,8

62,6

28,7

МТ-16П РТУ 27-62

М 1 2В2 опытное

Ф ормула изобретения

Способ испытания моторного масла путем разбрызгивания его в среде нагревае- 50 мого воздуха работающего двигателя с сис-. темой подачи топлива через форсунки и сравнения его характеристик с эталонным маслом, о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью повышения точности и сокра- 55 щения длительности испытаний, топливо

М 16ИХП-3 по

ТУ-38-1-01-31-70

МТ-16П РТУ 27-62

М12В2 опытное

Большему численному значению оценки в баллах соответствует масло с худшими моющими и антинагарными свойствами.

Таким образом, предлагаемый способ испытания масла позволяет надежно оценивать и дифференцировать масло по моющим и антинагарным свойствам в течение 50 час испытаний, подают по направлению потока воздуха в цилиндре двигателя, Источники информации, принятые во вни мание при экспертизе:

1. Авт.св. СССР № 31 2201, кл. G 01 N

33/30, 1 970 r.

2. Лосиков Б. В., Виппер А. Б., Виленкин А. В. Зарубежные методы испыта ний моторных масел на двигателях М., 1 966 r.

531079

Vn иг. 2

Составитель Л. Русанова

Техреду / Богдан Корректор lj. МелЬниченко

Редактор 3. Бородкина

Подписное

Заказ 5387/160

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, уп, Проектная, 4

Тираж 1029

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, -35, Раушская наб., д. 4/5