Устройство для определения дальности видимости из кабины транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСЛНИЕ „„»»,„

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советских

Социалистимеских

Республик

К АВТОВСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.03.75 (21) 2116972/10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (51) М. К,л

C 01 W 1/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 05.10.76.Бюллетень № 37 (53) УДК 551.508 92 (088.8) (45) Дата опубликования описания 03.01.77

А. П. Васильев, Б. М. Волынский, И. С. Кузнецов, К. М. Левитин и М. И. Фримштейн (72) Авторы изобретения

Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАЛЬНОСТИ

ВИДИМОСТИ ИЗ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА яния.

15

Изобретение относится к области метеорологического приборостроения, в частности к устройствам для определения дальности видимости на автомобильных дорогах из кабины транспортного средства и может быть использовано на передвижных автомобильных установках, применяемых для сбора информации в системах регулирования движения.

При движении по автомобильным дорогам одним из основных факторов, определяющих безопасную скорость транспортных средств, является дальность видимости. При неблагоприятных метеорологических условиях дальность видимости значительно снижается, что затрудняет движение и приводит к дорожно-транспортным происшествиям. В связи с этим возникает задача определения дальности видимости на автомобильных дорогах и своевременного оповещения водите- 20 лей о необходимости снижения скорости движения.

Известны устройства для определения интенсивности тумана (11, а также устройства для сигнализации об уменьшении даль- 25 ности видимости в тумане (2). Эти устройства содержат источник светового излучения и приемник обратного светового рассеВ условиях движения на автомобильных дорогах для определения дальности видимости недостаточно знать только состояние прозрачности атмосферы, Необходимо также учитывать прозрачность лобового стекла транспортного средства, поскольку при плохих метеорологических условиях (туман, изморось, дождь) дальность видимости водителя снижается не только из-за снижения прозрачности атмосферы, но и за счет преломления и искажения светового потока на каплях дождя и частицах снега на лобовом стекле, а также вследствие его загрязнения.

В случае, когда прозрачность атмосферы достаточно хорошая, но идет дождь, изморось, дальность видимости из кабины водителя полностью определятся прозрачностью лобового стекла.

Известные устройства не учитывают про— зрачности лобового стекла.

531114

Наиболее известно устройство для сигнализации об уменьшении дальности видимости на автомобильных дорогах, содержащее установленные на транспортном средстве истая ник инфракрасного излучения, соединенный с импульсным источником питания, и приемник обратного светового рассеяния, включенный на вход усилителя, подключенного к выходному прибору (3g,» B таком устройстве источником излучения служит инфракрасная чампа. Однако и эго устройство не учитывает прозрачности лобового стекла.

Иелью изобретения является повышение точности определения дальности видимости из кабины транспортного средства путем учета прозрачности лобового стекла.

Для этого предлагаемое устройство снабжено установленными в кабине перед лобовым, стеклом транспортного средства дополнительным источником инфракрасного излучения, подключенным к импульсному- источнику питания, и дополнительным приемником излучения, соединенным с дополнитечьным усилителем, причем к выходам усилителей подключен суммирующий блок, соединенный с индикаторным прибором. До;полнительные источник излучения и приемник излучения установлены под углом, близким к углу полного внутреннего отражения о например 19-23, к лобовому стеклу, На фиг. 1 изображен общий BHG, предла

Газ мого устройства; на фиг, 2 — распопо .- же:;е дополнительных приемника и источни;ка излучения перед лобовым стеклом.

Устройство copepëHY инфракрасный источник излучения l и дополнительный инфракрасный источник излучения 2, светоприемник обратного светового рассеяния 3 и дополнительный приемник излучения 4,. импульсный источник питания 5, усилитель

6 и дополнительный усил.итель 7, суммирующий блок 8 и-инаикаторный, прибор

Источник излучения 1 и приемник светового рассеяния 3, определяющие прозрачность атмосферы, расположены на крыше 10 транспортного средства, Источник излучения 2 и приемник излучения 4 расположены в ка- бине транспортного средства под углом с( о

19-23 к лобовому стеклу ll. Угол падения светового потока от дополнитель-. ,ного источника излучения 2 вь.бирается таким, чтобы угол отражения р от внутренней поверхности лобового стекла был близок к углу полного внутреннего отраже;-!

»ния. Этот р-ол падения » лежит в пределах 67 71 . Дополнительный приемник из»

:лучения 4 необходимо расположить под .этим же углом с к нормали ипи под углом о ( f = 19-23 к поверхности лобового стскла 11, При этом полезный сигнал, попада емый .в дополнительный приемник излучения

4, будет иметь наибольшее значение. В ка честве светоприемников 3,4 выбран кремниевый фотодиод, который воспринимает часть рассеянного в обратном направлении светового излучения, Источники излучения .1,2 питаются от одного общего импульсно ного источника питания 5 и излучают в атмосферу равномерный световой поток.

При уменьшении прозрачности атмосферы или лобового стекла увеличивается рассеивание света на капельках тумана и дождя в направлении приемников излучения 3,4, что снижает их электрическое сопротивление и увеличивает сигнал с приемников, »Сигналы с приемников 3,4 проходят через усилители 6, 7 и подаются на входы cyMmy рующего блока 8. Обработанные сигналы поступают в выходной прибор 9.-Вьлодной сигнал, пропорциональный дальнс сти видимости из кабины водителя, используется в системах автоматического регулирования движения для выработки управляющих воздействий на транспортный поток и для включения автономных дорожных знаков„указывающих допустимую скорость движения. в условиях плохой видимости.

Таким образом, предложенное устройство учитывает прозрачность атмосферы и лобового стекла и значительно повышает точность определения дальности видимости на автомобильных дорогах.

Формула изобретения

Устройство для определения дальности видимос..;:и иэ кабины транспортного средства, содержащее установленные на нем импульсный источник и приемник отраженного инфракрасного излучения, а также индикаторный прибор, о т и и ч а ю щ е е—

:c я тем, что,, с целью повышения точности, оно снабжено размещенными внутри кабины дополнительными импульсным источником и приемником инфракрасного излучения, опти- ° ческие оси которых направлены под углом» близким к углу;полного. внутреннего отражения, к лобовому стеклу кабины, а так-, же суммирующим блоком, вход которого оединен с приемниками излучения, а выход — с индикаторным прибором.

Источники информации, принятые во вни

1ание при экспертизе;

1. Авторское свидетельство СССР № 368531, Кл. С 01 F 1/00, 26.01,73.

2. Патент Японии № 39-71261, Кл.

101 F 00, 28,02,62.

3. Патент Швейцарии ¹ 544948, Кл.

C 01 W 1/02, 06.03.72.

531114

Фиг.2

Составитель С. Непомняшая

Редактор Е. Братчикова Техред М. Ликович Корректор В. Куприянов

Заказ 5386/135 Тираж 680 Подписное

UHHHIVH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, R-35, Раушская наб„д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4