Электрическая машина с газовым охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 533 234 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 02.06.75 (21) 2138461/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано Оч 1076 Бюллетень № 37 (45) Дата опубликования описания 21.02.77 (51) М. Кл.

Н 02 К 9/16

Н 02 K 3/48

Гасударственный номнтет

6оввтв Министров СССР оо делам изоорвтвний н открытий (53) УДК

621.313.713 (088.8 j

I (72) Авторы изобретения Н. И. Богданов, В. С. Витченко, Г. К. Смирнов и В. Г, Шалаев

{71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАМЯЕНИЕМ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением и радиально-аксиальной системой вентиляции.

Известны электрические машины, содержащие сердечник с радиальными каналами, и обмотку, закрепленную в пазах сердечника клиньями 11). В электрических машинах циркуляция газа осуществляется по радиальным и аксиальным вентиляционным каналам. Недостаток таких машин заключается в необходимости выполнения аксиальных каналов в сердечнике и невысокой эффективности охлаждения из-за отвода тепла от обмотки через железо сердечника.

Известны также электрические машины с циркуляцией охлаждающего газа по радиальным и аксиальным надпазовым вентиляционным каналам, выполненным в сердечнике, и аксиальным каналам, заполненным в клиньях, удерживающих обмотку в пазах (2).- Недостаток таких машин заключается в небольшом эффекте улучшения охлаждения обмотки, так как теплообмен между газом и обмоткой осуществляется через толщу клина, Наиболее близкой к изобретен«ю по технической сущности и достигаемому результату является вторая машина.

Цель изоб ретешы — повышение и«теис«вности охлаждения обмотки. Поставленная цель дост«гнется тем, что каналы в клиньях, удерживающ«х обмотку в пазах сердечника, выполнены со стороны обмотки в направлешш от одной стенки паза к другой, и каждый канал сообщается с парой соседl0 них радиальных каналов еерде пшка.

На фиг, 1 показан )сердечник электр«ческой машины в поперечном разрезе; на ф«г. 2 — сердечник в продольном разрезе lI0 основанию клина.

На вал якоря 1 посажен сердечник 2, состоящий из отдельных пакетов 3, между которымп располо. жены радиальные вентил4щюнные каналы 4. Каналъ1 4 образованы с помощью дистанц«опных расI порок 5, скрепленных с крайними листами пакета сердечника. Обмотка 6 уложена в пазы сердечника

20 и закреплена в них с помощью клиньев 7. На примыкающей к обмотке стороне клипа выполнены вентиля«ионные каналы 8, кажль1й «з которых сообщается с парой сосед««х рал«аль«нх к;шалон « проходит в направлении or одной сто«к«паза к

ß5 другой. При вращении якоря охчансиющпй I аз

531334

4 иг 2

ЦНИИПИ Заказ 5368/141

Подписное

Тираж 882

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 циркулирует по каналам клиньев в направлении, укаэанном стрелками на фиг. 2 в соответствии с направлением вращения якоря, и интенсивно охлаждает обмотку.

Аналогичная конструкция с достижением того же эффекта может быть применена и для сердечника статора электрической машины, Формула изобретения

Электрическая машина с газовым охлаждением с радиально-аксиальной системой вентиляций, содержащая сердечник с радиальными каналами и обмотку, закрепленную в пазах сердечника клинья4 ми, имеющими каналы, сообщающиеся с радиальными каналами сердечника, отличающаяся. тем, что, с целью улучшения охлаждения обмотки, последние из упомянутых каналов расположены со стороны обмотки в направлении от одной стенки паза к другой, причем каждый выполнен сообщающимся с двумя соседними радиальными каналами.

Источники информации, принятые во внимание

1 при экспертизе

1. А. Е. Алексеев. Конструкция электрических машин. М.— Л., Госэнергоиздат, 1958, стр. 53, рис. 2 — 25.

2. Авт. св. СССР%274206, кл, Н 02К, 21ст55/02, 1а 1962 г.