Муфта предельного момента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
АНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
ОП ИС (,i) 53!723
Сок)з Советских социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.10.74 (21) 2064160/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.10.76. Бюллетень ¹ 38
Дата опубликования описания 26.11.76 (51) М. Кл.з В 25В 23/14
F 16Р 7/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР ро делам изобретений и открытий (53) УДК 62-231.322. .2 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. В. Медвидь, А.-Й. А. Товт, С. В. Коцюба, В. Г. Михальченко и Л. А, Мещеряков
Львовский ордена Ленина политехнический институт и Львовский мотозавод (71) Заявители (54) МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА
Изобретение относится к оборудованию для сборки колес с проволочными спицами.
Известна муфта предельного момента, содержащая установленные в корпусе на приводном валу ведущую полумуфту с торцевым зубчатым венцом и кулачком, взаимодействующим с подпружиненным роликом, и подпружиненную ведомую полумуфту с торцевыми зубьями, несущую концентрично установленный упорный подшипник.
Недостатком этой муфты является значительный разброс моментов, при которых она срабатывает, а так же то, что выключение сопровождается ударами.
Для обеспечения безударности срабатывания и для повышения точности предлагаемая муфта снабжена толкателями, установленными в ведущей полумуфте симметрично относительно ее оси, имеющими возможность взаимодействия одним своим торцом с упорным подшипником ведомой пулумуфты, а другим торцом — с роликом ведущим полумуфты.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта предельного момента; на фиг. 2 — сечение по
А — А на фиг. 1; на фиг, 3 — торцевой кулачок, находящийся в зацеплении с радиальными шарикоподшипниками, развертка.
Муфта предельного момента включает в себя ведущий вал 1, соединенный с выходным валом электродвигателя с редуктором 2 и установленный в подшипниках 3 стакана 4. На конце вала на подшипниках 5 сидит ведущая полумуфта 6, имеющая зубчатый венец 7 содной стороны и торцевые кулачки с другой.
5 Торцевые кулачки имеют три основных профиля: винтовой профиль 8 для передачи крутящего момента, кольцевой профиль 9 для осуществления расцепления полумуфт и упорный профиль 10 для обеспечения холостого
1О хода после срабатывания муфты. Ведущая полумуфта имеет две симметрично расположенные продольные направляющие, в котоных установлены толкатели 11, удерживаемые в направляющих втулкой 12. Со стороны
)5 торцевых кулачков толкатели имеют скошенные плоскости 13, выступающие на величину, на которую необходимо переместить ведомую полумуфту 14 для вывода ее из зацепления с ведущей полумуфтой. Для ограничения вели20 чины выхода толкателей из кулачков и для обеспечения их контакта с ведомой полумуфтой служат заплечики 15. В торцевые кулачки ведущей полумуфты упираются два симметрично расположенных радиальных шарико25 подшипника 16, которые сидят на осях, установленных в вилках подвижной в осевом направлении втулки 17. Для прпжатия подшипников к торцевым кулачкам предусмотрена пружина 18, упирающаяся с одной стороны
Зо во втулку 17, а с другой — в регулирующее
531723
50 кольцо 19. Последнее имеет усики 20, находящиеся в пазах корпуса 21, и установлено подвижно в кольцевой выточке регулирующей гайки 22. Со стороны зубчатого венца через шайбу 23 толкатели 11 упираются в упорный подшипник 24, установленный на ведомой полумуфте. Ведомая полумуфта снабжена пружиной 25, постоянно воздействующей на нее для соединения с ведущей полумуфтой 6. Выходной вал 26 ведомой полумуфты с одной стороны имеет тормоз, состоящий из пружины 27 и двух сухарей 28, а с другой — отвертку 29 для закручивания ниппеля 30.
Муфта предельного момента работает следующим образом.
Вращение от электродвигателя с редуктором 2 валом 1 передается втулке 17. Последняя, поворачиваясь, воздействует на винтовой профиль 8 кулачка ведущей полумуфты и стремится повернуть ее. При холостом ходе подшипники остаются в углублении кулачка, так как для передачи вращения им необходимо преодолеть лишь незначительное сопротивление сил трения качения в подшипниках опор. После ввода оператором лезвия отвертки 29 в шлиц ниппеля 30 возрастает величина передаваемого крутящего момента, и шарикоподшипники 16 начинают подниматься по винтовому профилю кулачка. По мере натягивания спицы передаваемый крутящий момент возрастает, и при заданной его величине подшипники достигают линии перехода винтового и кольцевого профилей кулачка. Подшипники переходят на кольцевой профиль кулачка, при этом прекращается передача крутящего момента, т. е. происходит предварительное отключение муфты. Это состояние сохраняется до момента соприкосновения подшипников со скошенными плоскостями 13 толкателей 11. Момент сопротивления в это время несколько возрастает, оставаясь, однако, значительно меньше первоначального, так как пружина 25 намного слабее пружины 18.
Дальнейший относительный поворот втулки
17 с подшипниками относительно кулачков сопровождается разъединением полумуфт действием толкателей. Полное разъединение полумуфт (что является началом их относительного холостого вращения) обеспечивается небольшим тормозящим воздействием стенки
Зо ведущей полумуфты на сухари 28, которые установлены в неподвижном в данный момент времени ведомом валу 26. Величина момента торможения немного больше величины момента сопротивления, возникающего при выжимании подпружиненными подшипниками. 16 толкателей 11. Разъединение полумуфты осуществляется при действии незначительного крутящего момента, равного величине момента торможения, который исключает дополнительный поворот ниппеля и удары при срабатывании муфты. Относительный поворот втулки 17 и ведущей полумуфты продолжается до соприкосновения подшипников 16 с упорным профилем 10 кулачков, после чего они вращаются совместно вхолостую. При этом вертикальная ось симметрии подшипников не доходит до вершины скоса толкателей, что создает предпосылку для восстановления исходного состояния муфты, При отключении привода и отводе инструмента от ниппеля толкатели под действием пружины 25, стремясь занять первоначальное положение, путем поворота ведущей полумуфты сталкивают подшипники, которые, перекатываясь по кольцевому профилю кулачка, попадаютна винтовой участок профиля и занимают исходное положение в углублении кулачка. Таким образом происходит самовосстанавливание муфты.
Срабатывание муфты в два этапа обеспечивает безударность процесса.
Формула изобретения
Муфта предельного момента, содержащая установленные в корпусе на приводном валу ведущую полумуфту с торцевым зубчатым венцом и кулачком, взаимодействующим с подпружиненным роликом, и подпружиненную ведомую полумуфту с торцевыми зубьями, несущую концентрично установленный упорный подшипник, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения безударности срабатывания и для повышения точности, она снабжена толкателями, установленными в ведущей полумуфте симметрично относительно ее оси, имеющими возможность взаимодействия одним своим концом с упорным подшипником ведомой полумуфты, а другим торцом — с роликами ведущей полумуфты.