Противоблокировочное устройство для тормозной системы ранспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К ПАТЕНТУ

<ьь> 53233!

Союз Советских

Социалистических

Республик ь

1 ь ь

l,.

-с ь (61) Допол дительный к патенту— (51) Ч.Кл. - В 60 Т 8/08 (22) Заявлсно 25.01.73 (21) 1875941/11 (23) Приоритет — (32) 25.01.72 (31) 7202302 (33) Франция (43) Опубликовано 15.10.76. Б|оллстень М 38 (45) Дата опублпкозаппя оппсглп:л 18.10.76

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам нэобретеннй н открытий (53) УД1:, 621.135.55 (088.8) (72) Автор ы изобретения

Иностранцы

Ги Марибу и Кристиан Тангюи (Франция) Иностранная фирма

«Сосьете Аноним Д. Б. А.» (Франция) (71) Заявитель (54) ПРОТИВОБЛОКИРОВОЧ НОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение от носится к устройствам, предотвращающим пробуксовыванпе колес пранспорно, о средства и взаимодействующим с его тормозной системой для ьпрсдотвращепия блокировки колес при торможении.

Из вестны противоблокировочные устройства,для тормозной системы транс портного средства, содержащие датчик угловой скорости колеса,,выход которого соединен с одним из входов:компаратора непосредственно, а с другим .и с параллельно соединенными кондеьнсатороьм и блоком разряда его постоянным током — через диод,,включенный .в прямом напра,влении.

В таком устройстве на вход компаратора поступают сигналы скорости, а,конденсатор, при приложении к его обкладкам напряжения,,падает сигнал для ослабления тормозного усилия,,когда сигналы, скорости оказываются iB установленной за висимости с напряжением ня обкладках конденсатора. Кроме того,;кон денсатор всегда,разряжается на сопротивление, при этом разряд носит линейный характер и происходит при,постоянном токе.

При определенных условиях может оказаться так, что такое противоблокировоч|ное устрой спво не сра батывает, особенно, если ,речь идет о ведущем ьмосте транспортного средства, а также в случае поломки на дороге с плохим сцеплением.

HalIpI!iIep. колеса ведущего моста могут пробуксовывать, в частности, если имеет мсcто плохое сцепление с,дорогой, а также, если двигатель резко .разгоняется. В этот момент

ciiotpocTb прооуксовкп ко,чес может превышать скорость движения автомобиля,,в результате чего конденсатор заряжается до относительно большой величины. Когда водитель осознает.

10 что ведущие колеса пробуксовывают и убирает газ, то линейная скорость ведущего колеса II;I» яОлес падаЕт дО тЕх Ilop, пОка сравняется .о окоростью транспортного средcTIB3. Однако. накопленное в конденсаторе напряжение может быть разряжено только ня сопротивление при постоянном токе,в течение

IlepIIoIza, который .может быть довольно длинным. Этот период, например может длиться

НЕСКОЛЬКО CCÊÓÍÄ, ьВ ТЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ,КОМПаратор подает сигнал уменьшения усилия, в результате чего с колеса илп колес, которые пробуксовывалп, временно, снимается тормозное успл и е.

Другой недостаток устройства описанного типа проявляется при торможении на дороге

С,ПЛОХИМ И III ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ .СЦЕПЛЕНИЕМ.

При дян-Illa обстоятельствах колеса могут вероятнее:всего заклиниваться, при этом

«скоростные .петли», образующиеся на каждом колесе прн торможении, являются ярко

3О выраженными..Поэтому,,во время одной из

532331 таких «скоростных петель», сигнал скорости кслгса может упасть значительно ниже напряжения на обкладках 1конденсатора и продолжительность сигнала уменьшения усилия может быть поэтому слишком, длительной. В этом случае будет иметь место ненуж ное падение давления при тор1можгнии и недопустимая потеря эффективности тормозной систе,мы в отношении торгмозного пути.

Для 1предотвращения длительного отключения тормозов,после пробуксо вьивания коле са предлагаемое устройство снабжено дополнительньв| диодом, включенным встречнопараллельно с основным, и ргз11стором, под ключенным через упомянутый диод параллельно конденсат.ору.

На фиг. 1,дана функциональная схема ,предлагаемого устройства, 1взаимодействующ го, по;меньшей мере, с одним, колесом транспортного средства;,нa фпг. 2 — график изменения напряжений IB элементах. показанных на фиг. 1, когда,колеса пробуксовьнвают во гремя разгона; на фиг. 3 — график изменения напряжений 1в элементах, показанных на фнг. Г, во время ра1боты,предлагаемого устройсэ.за; на .фиг. 4 — 1принципиальная схе,ма устрой тва, изображенного на фиг. 1.

Устройство содержит, датчик 1 угловой скорости колеса (не по казано), соединенный с резистором 2.

Резистор 2 соединен через два встречнопараллгльно включенных, диода 8 и 4 с конденсатором 5,,соединенному,параллельно с блоком 6 разряда его 1постоянным током.

Еомпаратор 7 соединен с резистором 2 через инвертированную 1входную,клемму 8, а с конденсатором 5 — через нги нвертирсвя>1ную входную клемму 9. Выход компаратора 7 связан со,средст1вами изменения торможения (нг,показано),для уменьшения тормозного

40 усилия, прикладываемого IK тормозу (не показа.н) колеса, взаимадействующего с датчиtI< o A 1.

Устройство, работает, следующим образом. 4>

Датчик 1 подает на резистор 2 няпря>кгние, пропорциональное скорости колеса. Это напряжение заряжает IKoíäåíñàòoð 5 через диод 8. Одновременно конденсатор разряжает. ся па блс< в разряде и пока на1пряжгнпг, создаваемое датчиком 1 увеличивается или остается 1пс тоя нным, то напряжение на конденсаторе 5 равно напряжению на резисторе

2 оеа flp>I»01 о падения нап1>яжгния 1! а диоде

8, которое составляет примерно 0,5 В, если сип1ал скорости колеса,,подаваемый .датчи,ком 1, умг1-:ьшяется, та к 1кя к копдгнcaTop 1эязряжается на блок б. Поскольку скорость уменьшения выходного напряжения латчп:<а

1 меньше, чем максимальная скорость уменьшения напряжения на,конденсаторе 5, создаваемая блоком 6 разряда, то разность между напряж"-пнями на конденсаторе 5 и резисторе

2 всегда составляет 0,5 В за счет диода 8.

С другой стороны, если выходное напряжение датчика 1 уменьшается быстрее, то ifaпряжение на конденсаторе 5 может уменьшаться за счет разряда,при постоянном токе на блок б,,при этом разность между напряжениями на конденсаторе и резисторе 2 становится мене:0,,5 В и в конечном счете исчезает. В этот момент компаратор 7 п<эдает выходной сигнал, выполняющий роль команды уменьшения усилия, который длится до тех пор, пока напряжениг на,конденсаторе 5 остается больше, чем напряжение на резисторе 2.

В .результате подачи,ком паратором 7 этого сигнала тормозное усилие, прикладызаемое к колесу, уменьшаегся и колесо снова пр..обретает ускорение, а гслгдствие этого вь1ход ног напряжение от датчика 1 снова увеличивается и сигня;! уменьшения уси.1ия исчезаетт, после чего IoiKгт начаться новый цикл торможения без пробуксов1ки. Во время описанной работы дисд 4 не работал.

Однако, если колесо, взаимодействующее с датчиком 1, я вляется ведущим колесом и оно пробуксо вывагт в,силу конкретных усло вий, как например, плохого сцепления с грунтом или в результате чргзм pного ускорения, созданного водителем, то скорссть 1<олеся мо>I<"т изменяться, как пс казано на фиг. 2, гдг отрезок А — Б кривой В представляет =00011 напряжение на резисторе 2, когда ус ройство, >сказанное на фиг. 1, .приводится B действие вслгдсTâèå пробуксовыва ния, обусловленного ускорением, а кривая Г характеризует напря>кениг на конденсаторе 5, когда устройство функционирует при тех же обстоятельствах.

Как .погказа1но на фиг. 2,пробэукссвы ваннг отсутствует .äo некоторого, момента t!, но в промг>кутке между t! и 12 имеет место .повышенная,пробуксовка колес относительно дороги.

Допустим, что в момент t2 водитель заметил, что колеса пробуксовывают и,сбросил газ, з результате чего скорость колеса резко стала падать, пока не стала соответствовать вращению колеса,бгз буксования.,В это время напря>кгние на конденсаторе 5 до,момг1:та постоянно меньше напряжения на резисторе 2

11а 0,5 В (падение иапряжгния на диоде 8).

Однако, от,момента t2 напряжение на резисторе 2 начииаеT очень быстро, падать, а скорость падения на пряжения на,конденсаторе

5 спргдглягт=я блоком 6 разряда На постоянном токе. При отсутствии диода 4 напря>кенн ча конденсаторе 5 уменьшается по липеииой зависимости до момента tg, в котором на.пряжение на .конденсаторе 5 снова становится равным напряжению на резисторе 2. Работа при отсутствии диода 4 показана на фиг.

2 пунктирной линией. При отсутствии диода

4 компаратор 7 будет подавать сигналы для у.1еньшения тормозного усилия в интервалах

1> — t5, поскольку в этом промежутке напря>кениг на конденсаторе 5 больше, чем няпряжгниг на резисторе 2. Это говорит о том, что в промежутке tg — l5 на:рассматривае Ioc колесо:1г,действует тормоз. Для устранения этого

532331

65 недостатка встречно-параллельно диоду 3 включен диод 4. В результате этого от точки

А, в которой напряжение на конденсаторе 5 разно напряжению на резисторе 2 плюс прямое падение, напряжения,на диоде 4, конденсатор 5 может свободно разряжаться на резистор 2 через диод 4. Это происходит до точки Б. Скорость разряда путем соответствующей подборки:резистора 2 может быть уста,новлена достаточно высокой с тем, чтобы соответственно уменьшить снижение напряжения на конденсаторе 5 относительно уменьшения скорости колеса. От точки В разность между .напряжениями на конденсаторе 5 и резисторе

2 снова становится равной прямому падению напряжения на диоде 4, а поэтому конденсатор 5 начинает снова разряжаться при постоянном токе на блок б разряда. Вследствие этого к моменту t4 напряжения на резисторе

2 и конденсаторе 5 становятся равными и ком паратор 7,вырабатывает сигнал уменьшения усилия, который, появляется в момент 1.-.

Таким образом, сигнал для уменьшения или .снятия тормозного усилия в случае пробуксовывания |ведущего колеса является значительно короче, чем в,случае отсутствия диода 4.

Диод 4 может быть заменен любы м эле,ментом, проводящим в одном направлении, с заданным прямым падением напряжения, например, несколькими диодами, соединенными последовательно с тем, чтобы регулировать прямое падение:напряжения для конкретного случая и тем самым регулировать продолжительность промежутка 1-.— f4. Номинал резисто,ра 2 или сопротивления, эквивалентного всей цепи датчика скорости колеса, начиная от конденсатора,,может быть значительно, меньше, чем эквивалентное сопротивление блока

6 разряда с тем, чтобы от момента А обеспечить быстрое уменьшение .напряжения на конденсаторе.

На фиг. 3 показана работа устройства в случае, если пробуксовка колеса обусловлена слишком сильным торможением на дороге с плохиьм сцеплением. На графике фиг. 3 в за,висимости от времени нанесены кривая Д, представляющая изменения скорости автомобиля; кривая Е, представляющая изменения скорости рассматриваемого колеса, т. е. в виде выходного напряженияот датчика 1; кри,вые Ж и 3, характеризующие изменения на пряжения на конденсаторе 5; кривые H и К, характеризующие изменения в тормозном усилии, прикладываемом к колесу, и кривые

Л и М, характеризующие изменения сигнала уменьшения усилия, подаваемого компаратором 7.

Как показано на фиг. 3, ia момент 4 после резкого торможения водителем напряжение на кривой Е, характеризующее скорость колеса, начинает уменьшаться быстрее, чем напряжение на кривой Ж. Тогда от момента 11 уменьшение напряжения на .кривой Ж происходит линейно и,в точке tz оно становится

l0

45 равным напряжению на,кривой Е, в результате чего вырабатывается сигнал уменьшения или освобождения на кривой Л и тормозное усилие И умгньшается. В точке t-. разность между напряжениями на кривых Е и Ж становится равной прямому падению напряже,ния на диоде 4, и конденсатор 5 разряжается предпочтит льно через резистор 2 до точки i4, в которой эта разность снова становится мгньшг, чгм прямое гадгние напряжения, и

0Т 1(0T0p0II 1апряжениг H3 кривой Ж лингино умгньшагтся до точки lg. Между тем в точке

/5 напряжсния на кривых Ж и Е становятся равными и сигна7 на кривой Л исчезает,,в результатг чего усилие И снова увеличивается.

От точки t6 напряжение на кривой Ж сохраняется меньше, чем напряжение на кривой Е, вслгдствие прямого падения напряжения на диоде 8, и цикл по предотвращению буксовки может начаться снова.

Для сравнения того, как изменились бы крнзыг Ж, И, Л в случае, если бы диод 4 не был устансвлгн з цепи, показанной на фиг. 1, гоказаны пунктирными линиями кривые 3, К, М. В этом случае от точки /! напряжение на

|кривой 3 уменьшается линейно до точки f-, à сигнал уменьшения .Ч вырабатывается, поэто.му на участкг (,— t-, тормозное усилие К значительно меньше, чгм усилие И. Такое черезмгрног уменьшение тормозного усилия являтся вредным для эффективного действия тормозной системы с противоблокировочным устройством, а поэтому введение диода 4 ,предотвращает, возникновение такого неуместного длительного периода,,в течение которого усилие И ослаблено.

На фиг. 4 показано воплощение схемы, показанной на фиг. 1, при этом эквивалгнтныг элементы обозначены одинаково. При этом нужно отмгтить, что в качгсгзг резистора 2 устанозлгн согласу1ощий каскад с транзистором, несколько диодов, соединенных последовательно, заменил:. Диод 4, а блок 6 разряда выполнен в виде двух транзисторов и двух .резисторов, при этом один из них переменный. Эта схема раоота т так жг, как показанная на фнг. 1, и IIe требует дополнительных оп:1саний.

Формула изобретения

Проти.воблокировочног устройство для тормозной системы транспортного средства, со.!ержащее датчик угловой скорости колеса, ВЬ1 ХОД КОТОРОГО C021 I I II I II С ОДН14М Из ВХОДОВ компаратора непосредственно, а с.другим и .с параллельно согдиненцьв!и конденсатором и блоком разряда его постоянным током ч"рез диод, включенный в прямом направлении, отл ич а ющееся тем, что. с целью предотвращения длительного отключения тормозов,после пробуксовызания колеса, Оно снабжено дополнительным диодом, включенным встречно-параллельно с основным, и рези=тором, подключенным через упомянутый диод параллельно конденсатору, 53233l з з о ю к un 5 сонг 4

Составитель Л. Цобан

Техред М. Семенов

Редактор С. Микулицкая

1;орректор В. Гутман

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Заказ 957/1466 Изд. ¹ 1722 Тираж 931 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-З5, Раушская наб., д. 4/5