Устройство для приработки сопрягаемых элементов машин, например,зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

с

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистииеских

Республик (»),532501 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено06.08.75 (21) 2165550/08 с присоединением заявки № (51) И. Кл.

В 23 P 1/00

Гооударотаеииый комитет

Соввта Мнннстроа СССР ао делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано25.10.76.Бюллетень № 39 (45) Дата опубликования описания 20.12.76 (53) УДК 62 1.9. 048.4.. 06 (088. 8) (72) Авторы изобретения

В. Ю. Вероман, А. И. Лозбенев и В. А. Розанов

Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро эпекгрообрабогки (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИРАБОТКИ СОПРЯГАЕМЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ МАШИН

Изобретение относится к электрической обработке материалов и может быть использовано в машиностроении при производстве зубчатых передач.

Известно устройство дпя приработки 5 сопрягаемых элементов машин, например зубчатых колес редукторов в сборе, методом эпектрической эрозии с подачей на прирабатываемые элементы импульсов технологического тока от высокочастотного электро-10 эрозионного генератора. С помощью кабеля выход генератора подключен к валам зубчатых колес через скользящие токоподводы.

Подшинниковые узлы изолированы or корпуса устройства. 15

В процессе обкатки между зубьями зубчатых колес образуется смазочный спой масла, который является необходимым условием существования эпектроэрозионного про-20 цесса. Проходящие через смазочный спой масла импульсы электрического тока вызывают эрозоето соприкасающихся поверхнос гей.

Эпектроэрозионная приработка улучшает профиль сопряженных поверхностей, повы- 25 шaer пятно контакта зацепления, снижает вибрацию и шум зубчатой передачи.

Система подвода технологического тока: кабель генератора и токоподводы к вращающимся валам — усложняют конструкцию устройства. При этом необходимо изопировать валы от металлического корпуса, так как в противном случае процесс в контакте зацепления происходить не будет, поскопьку выходные полюса генератора будут эпектрически замкнуты.

Бель изобретения — упрощение конструкции ус тройс тва.

Дпя этого внутрь корпуса введен охватывающий зону контакта прирабатываемых эпементов замкнутый магнитный сердечник с обмоткой, которая подключена к генератору импульсов, а упомянутые валы эпектрически соединены перемычками между собой и с корпусом.

Предлагаемое усгройство позволяет прирабатывать зубчатые передачи непосредственно в штатном корпусе редуктора, увеличить точность передачи и повысить производитепьность приработки без увеличения

532501 выходной мощности электроэрозионного генератора.

На чертеже изображено описываемое устройство.

В корпусе 1 устройства установлены

d зубчатые колеса 2 и 3. Валы зубчатых колес электрически соединены между собой перемычками AL1 и ВС и с корпусом устройства перемычками Аа, Вв, Сс, Дд.

Внутрь корпуса введен замкнутый магнитный сердечник 4, который охватывает зо40 ну 5 зацепления зубчатых колес. На сердечнике расположена обмотка 6, электрически связанная с электроэрозионным генерагором 7.

Электроэрозионный генератор 7 формиру45 ет импульсы электрической энергии, которые поступают на обмотку 6. При протекании электрического тока по обмотке 6, в контуре ABCQ, образованном валами зубчатых колес 2 и 3 и перемычками АД и ВС, индуцируется электрический ток, поскольку контур AEFQ (E p) представляет собой вторичный виток системы: сердечник 4» обмотка 6, — образующей импульсный трансформатор, При вращении передачи в зоне 5 контак-З4 та зубчатых колес образуется масляный клин, разделяющий сопряженные поверхности зубчатых колес, и появляющаяся на этих поверхностях разность потенциалов создает условия для осуществления процесса электро- ® эрозионной приработки.

Электроэрозионный промежуток, который может образоваться масляным клином в подшипниковых узлах, зашунтирован токопроводяшими перемычками, сопротивление которых во много раз меньше сопротивления в месте сопротивления подвижных элементов

" корпусом, поэтому электроэрозионный процес в подшипниковых узлах исключается.

Остальные части корпуса 1 (крь>шка, дно, боковые стенки) не оказывают шунтирующего действия на процесс электроэрсьзионной приработки, корпус устройства может быть заземлен и приводной электродвигатель соединяется с валом колеса без изолирующих средств.

Таким образом, предложенное устройство обеспечивает электроэро>ионную приработку зубчатыхпередач в паре непосредственно в корпусе устройства (например, редукторе), электрическая энергия передается в контакт зацепления без кабеля и щеточных ус тройс тв, подшипник овые узлы защищены от протекания технологического тока. Устройство может применяться на месте эксплуатации редукторов для устранения различных дефектов передачи, а также для приработки многоступенчатых передач.

Формула изобретения

Устройство для прирабогки сопрягаемых элементов машин, например зубчатых колес, установленных на валах, размещенных в металлическом корпусе, методом электрс эрозии при подаче технологического гока от генератора импульсов с использованием

3 в качестве рабочего промежутка смазочного слоя между прирабагываемыми элементами, отличающееся reM, что,с целью упрощения конструкции, внутрь ко пуса введен охватывающий зону контакта прирабатываемых элементов замкнутый магнитный сердечник с обмоткой, которая под- ключена к генератору импульсов, а упомянутые валь> электрически соединены перемычками между собой и с корпусом.

532501

Составитель М. Климовская

Редактор В. Либобес Техред О. Луговая Корректор Т. Чаброва

Заказ 542 О/17 9 Тираж 1178 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4