Винтовой элемент

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДИТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (») 5327 j.7 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.05.75 (21) 2134151/28 с присоединением заявки (23) Приоритет (43) Опубликовано 25. 1О.76.Бюллетень № 39 (45) Дата опубликования описания 16.02,77 (51) Jg Кл >

7 16 Н 25/20

Государственный иамитет

Саввта Министрвв СССР пв делам изавретений н аткрытий (53) УДК 621,9.231. . 223-585,23 (О88. 8 ) Н N, Фетисов, В. Ф. Федор яка, В, П. Дикий, И. Д. Стеценко, В. B. Рудницких и Б. В. Переймпвовк (72) Авторы изобретения

Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта им. М. И. Калинина (71) Заявитель (54) ВИНТОВОЙ ЭЛЕМЕНТ

Изэбретение относится к машиностроению и -может быть использовано в устройствах, где применяются винтовые пары.

Известна передача винт-гайка жидкостного трения с пэстэянным или регулируемым зазором в резьбе, предназначенная для уменьшения трения и содержащая на боковых сторонах профиля резьбы гайки камеры, которые соединяются с выполненными в теле гайки каналами для подвода масла 11).

Однако несущая способность такой передачи невысокая, Наиболее близким пэ технической сущности к предложенному изобретению является винтовой элемент с резьбой трапецеидального профиля, на опорной поверхности которой выполнены каналы для подвода смазки (2), Недостатком данного элемента является малая долговечность резьбы вследствие малой податливости витка при периодическом изменении направления нагрузки.

Для улучшения гидродинамики смазки резьбовых элементов и увеличения податливости виткэв резьбы при изменении направления осевой нагрузки каналы выполнены тангенциальными, имеющими форму трапеции в сечении, перпендикулярном к по5 верхности резьбы, расположены с двух сторон витка, расширены в сторону наружного диаметра и на одной стороне смещены по угловому шагу равномерно отнэсительно каналов другэй стороны, так что не пере10 крывают друг друга по длине и ширине и имеют наклон в одну и ту же стopýíó. и образуют гофрированный резьбовой виток, На фиг. 1 изображен предложенный винтовой элемент, общий вид; на фиг. 2 — се15 чение по А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — дана схема движения смазки в каналах.

На опорной поверхности 1 трапецеидальной резьбы винта выполнены тангенциальные каналы 2, имеющие форму трапеции в

20 сечении, перпендикулярном к поверхности резьбы, большее основание которой лежит на трущейся поверхности витка.

Тангенциальные каналы расположены с двух сторон витка, имеют одинаковую глубину, расширены в сторону наружного диа532717 метра и соединяют вершину 3 резьбы с ее впадиной 4.

Каналы на одной cT îðîíå витка смещены пэ угловому шагу равномерно относительно каналов другой стороны, так что не перекрывают друг друга по длине и ширине витка, Такое расположение каналов образует гофрированный резьбэвой виток, при этом ширина гофрированной поверхности витка по наружному диаметру принимается постоянной по всей его длине.

Боковые стенки каналов 2 сопряжены с боковой поверхностью 1 витков резьбы радиусом к = О,3 - О,5 мм.

При вращении винта в передаче винт-гайка скольжения под действием центробежных сил смазка поступает из впадины

4 резьбы в тангенциальные каналы 2, Вследствие тol"î, что каналы 2 спрофилированы указанным выше образом, смазка, поступающая в них, ускоряется (разгоняется) и отбрасывается к вершине 3 резьбы в тангенциальном направлении. Так как каждый канал в отдельности сообщается сэ впадиной резьбы как винта, так и гайки, тэ происходит непрерывное, круговое, зигзагообразное движение смазки пэ всей длине сопряженной резьбэвой поверхности, способствующее обильному смачиванию трущихся поверхностей, Трапецеидальная форма каналов позволяет максимально исключить микрорезание в прэцессе трения, а также снижает время приработки винтовой пары, так как их стенки плавно сопряжены с трущимися поверхностями.

Осевая нагрузка, воздействующая на винт, упруго воспринимается гофрированными витками резьбы, которые оказывают пружинящее противодействие деформа циям, возникающим в процессе работы винтовой парьц Наличие гофрэв увеличивет податливость резьбы и способствует более равномерному перераспределению нагрузки между витками, а при частом изменении направления действия осевой силы гофрированная резьба имеет большую долговечность

Ф о рму ла изобретения

Винтовой элемент с резьбой трапецеидального профиля, на опорной поверхности ф которой выполнены каналы для подвода смазки, отличающийся тем, что, с целью улучшения гидродинамики смазки резьбовых элементов и увеличения податливости витков резьбы при изменеЯО нии направления осевой нагрузки, каналы выполнены тангенциальными, имеющими форму трапеции в сечении, перпендикулярном к поверхности резьбы, расположены с двух сторон витка, расширены в сторону

Щ наружного диаметра и на одной стороне смещены по угловому шагу равномерно относительно каналов друтой стороны, так что не перекрывают друг друга по длине и ширине и имеют наклон в одну и ту же р сторону и образуют гофрированный резьбовэй виток.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Авторское свидетельство СССР

Ьй 163848, M. Кл.2 7 16 Н 25/2О, 1962, 2. Авторское свидетельство СССР

М 352041, М. Кл. 7 16 В 33/02, 197

532717

А-A

Фиг. 2 иг.

Составитель B. Золотовская

Редактор Т. Шагова Техред Н. Андрейчук Корректор С. Болпижар

Заказ 5431/191 Тираж 1 134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная,