Система путевого управления вертолета с рулевым винтом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СИСТЕМА ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЕРТОЛЕТА С РУЛЕВЫМ ВИНТОМ, содержащая педали, гидроусилитель с золотником, соединеннымкачалкой с проводкой управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем предохранения рулевого винта от перегрузок, система управления снабжена ограничителем хода гидроусилителя, выполненным в виде подвижного упора с электроприводом, при этом упор взаимодействует с качалкой управления золотником гидроусилителя.'^-idr"i(Лелсо сосх>&

„„SU„„533008

СОЮЗ COBETCHHX

РЕСПУБЛИК

1.ССУДА1 СТЩНИ Й HOMME T CCCP

fO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOP|HOMV СВИД=ТЕЛЬСТВУ

CO

Ю (21) 2115403/23 . (22) 31 ° 03. 75 (46) 15. 03.86. Бюл. Р 10 (72) М.Н.Тищенко, А.В.Некрасов, А.С.Браверман, З.Е.Шнуров и Н.С.Драгунов (53) 629.7.062;629.7.035.67 (088.8) (56) Братухин И.П. "Проектирования и конструкции вертолетов". Иэд.

1955, с.310, фиг.276. (54)(57) СИСТЕМА ПУТЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

ВЕРТОЛЕТА С РУЛЕВЫМ ВИНТОМ, содержа(04 В64 С 340 В6 С 2 82 щая педали, гидроусилитель с золотником, соединенным-качалкой с проводкой управления, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем предохранения рулевого винта от перегруэок, система управления снабжена ограничителем хода гидроусилителя, выполненным в виде подвижного упора с электроприводом, при этом упор вэаимодействует с качалкой управления эолотником гидроусилителя.

1 5

Изобретение относится к авиационной технике и касается систем управления вертолетом.

Известны системы путевого управления вертолета, содержащие педали, систему тяг и качалок,,гидроуснлитель, барабан, тросовую проводку с втулочно-роликовой цепью.

Известные системы обеспечивают путевое управление вертолетом путем изменения углов установки лопастей рулевого винта.

Известна также система путевого управления вертолета с рулевым винтом, содержащая педали, гидроусилитель с золотником, соединенным качалкой с проводкой управления.

Величина хода педалей и соответственно изменение угла установки лопастей рулевого винта в такой системе управления не ограничены в зависимости от температуры и плотности наружного воздуха. Это приводит. к тому, что мощность, потребляемая рулевым винтом и передаваемая трансмиссией, может измениться в значительных пределах, вызывая перегрузку рулевого винта и трансмиссии, что снижает их надежность.

Целью изобретения является повышение надежности путем предохранения рулевого винта и трансмиссии от перегрузок.

Это достигается тем, что система .путевого управления снабжена ограни- чителем хода гидроусилителя, выполненным в вйде подвижного упора с электроприводом, при этом подвижный упор взаимодействует с качалкой управления золотником гидроусилителя.

Перемещение подвижного упора осуществлено через, систему тяг и качалок при помощи, например,электромеханизма по сигналу, поступающему от датчика температуры и атмосферного давления через блок управления, где эти сигналы суммируются с сигналом датчика обратной связи .

На фиг. 1 изображена схема путевого управления одновинтового вертолета; на фиг. 2 — зависимость углов установки рулевого винта от температуры наружного воздуха и атмосферного давления (P) при использовании путевого управления без ограничителя хода,гидроусилителя и с ограничителем хода гидроусилителя;

33008

50

t0

30 на фиг. 3 — зависимость максимальной нагрузки, действующей на рулевой винт, от температуры наружного воздуха и .атмосферного давления при использовании путевого управления без ограничителя хода гидроусилителя и с ограничителем хода гидроусилителя.

Система путевого управления содержит педали 1, через систему тяг и качалок 2,3,4 соединенные с рычагами 5 и 6 управления золотником гидроусилителя, которые шарнирно соединены между собой.

Гидроусилитель 7 соединен через качалку 8 и тягу 9 с сектором 10, от которого идут тросы 11, заканчивающиеся втулочно-роликовой цепью, перекинутой через звездочку хвостового редуктора 12.

Ограничитель хода гидроусйлителя выполнен в виде подвижного упора 13, соединенного с электроприводом 14, включенным в работу по сигналу от датчиков 15,16 температуры и атмосферного давления. Сигналы от датчиков 15 и 16 поступают в блок 17 управления, где эти сигналы суммируются с сигналом от датчика 18 обратной связи.

Система путевого управления работает следующим образом.

При перемещении правой педали 1 вперед рычаг 5 управления золотником гидроусилителя поворачивается вокруг оси 19 и смещает -золотник гидроусилителя 7 вниз. При этом рычаг 6 поворачивается вокруг оси

20. Силовой шток гидроусилителя 7 вместе с золотниковой коробкой и рычагами 5 и 6 движется вверх. Ког да рычаг 6 дойдет до подвижного упора 13, поворот рычага 5 станет невозможен и, следовательно, невозможно движение штока гидроусилителя 7 вверх. Если у гидроусилителя ось 19 подвижна (ее перемещением может управлять автопилот), то.перемещение этой точки не дает возможности переместить золотник гидроусилителя 7 в том случае, когда рычаг

6 доходит до упора. Таким образом, связь подвижного упора с гидроусилителем делает невозможным перемещение его штока как при управлении летчиком, так и при работе от автопилота.

533008

Ееэ арра

АЖ гифо

Руха

Фиг.2

При изменении температуры и давления наружного воздуха меняется положение штока электромеханиэма 14 и связанного с ним подвижного упора 13. Сигнал к электромеханизму 14 поступает от датчикоа 16 и 15 через блок 17 управления, где эти сигналы суммируются с сигналами от датчика

18 обратной связи. Шток электромеханизма перемещается до тех пор, пока сигнал с датчика 18 не скомпенсирует сигналы с датчиков давления и температуры, просуммированные в блоке 17.

В зависимости от температуры и давления максимально возможный угол отклонения лопастей рулевого винта может изменяться в определенном диапазоне, например, в диапазоне

19-24

Ограниченность хода гидроусилитаня, введенного в конструкцию путевого управления вертолета, обеспе- . чивает автоматическое изменение положения упора, ограничивающего максимальную величину угла установки лопастей рулевого винта в зависимости от температуры давления воздуха.

На графике углов установки рулевого винта (фиг.2), в зависимости

10 от температуры наружного воздуха и атмосферы давления (Р», Р, Р ) видно, что при наличии в путевом управлении вертолета ограничителя

/ хода гидроусилителя (утолщенные

15 линии графика) максимальный угол установки уменьшается при понижении температуры и увеличении атмосферного давления Po-; Р1, Р

Благодаря этому максимальная

20 мощность на рулевом винте и на транс. миссии, передающей эту мощность, уменьшается.

533008

Редактор П.Горькова Техред С.Мигунова

Корректор С. Шекмар

Филиал ППП "Патент", r.укгофод, ул.Проектная,4

Заказ 1166/2 . Тирак 404 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москова, Ж-35, Раушская наб., д.4/5