Катализатор для гидроизомеризации тяжелых прямогонных дистилляторов нефти

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советскиа

Социалистических

Республии

ОПИСАН

ИЗОБРЕТЕНИЯ

«ц533389

К АВТОРСКОМУ CBHP ETEËÜÑTÂÓ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.08.74 (21) 2050914/04 (5! ) Л1.1,л.-" В 01 1 21/04

В 01 J 23/74

В 01,1?3/88 с присос иненнем заявки ¹â€”

Государстввиньй комитет

Совета Министров СССР (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.10.76. Бюллетень ¹ 40 (45) Дата опубликования описания 10.12.76 по делам изобретений и открытий (53) У;, К 66.097.3 (OS8.8) (72) Авторы изобретения А. К. Хасанов, И. Кадыров, Т. А. Рахимжанов, A. С. Султанов и Н. T. Нигматуллаев

Среднеазиатский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности (71) Заявитель (54) КАТАЛИЗАТОР ДЛЯ ГИДРОИЗОМЕРИЗАЦИИ

ТЯ)КЕЛЪ|Х ПРЯМОГÎHHblX ДИСТИЛЛЯТОВ НЕФТИ

Изобретение относится к области катализаторов для гидроизомеризации тяжелых прямогонных дистиллятов нефти.

Известен катализатор для этого процесса, содержащ ий окислы алюминия, никеля, молибдена (1), или фторированный алюмокобальтмолибденовый катализатор (2).

Ближайшим известным катализатором является катализатор, содержащий окислы алюминия, никеля, кобальта, молибдена, бора и хлор.

Однако он имеет нвдостаточно высокую гидроизомеризующую активность, например тем пература застывания фракции 160 — 340 С составляет 31 С.

Целью настоящего изобретения является повышение активности катализатора.

Для этого катализатор дополнительно содержит окись железа при слвдующем содержании компонентов, вес. o/0:

Окись алюминия 35 — 44

Окись иикеля 12 — 18

Окись молибдена 25 — 38

Окись железа 0,1 — 7

Оыись бора 0,5 — 14

Хлор 0,1 — 16

П ри ме р 1. Приготовление 100 кг катализатора. Для этого в обогреваемый смеситель с мешалкой и ем костью 250 л загружакт

33 л дистиллированной воды, предварительно нагретой до темпсратуры 85 — 95 С и прп перемешивании вводят 35,9 кг соли аммония молибдепозокислого. Продолжая перемсшпваí <е и нагреванис, вводят 9 т 25%-;|ого водного растзоря аммиака и доводят температуру смеси примерно до 80 — 90 С для получения исти:i iñãо раствора соли молибдена, после чего в него вводят 56,8 кг соли язотпокислого

10 никеля и продолжают перемсшпвание до окончате 1bH010 заимодействия ii!II 0,1я либденом, о чем свидетельствует образование однородной массы. Последним в массу вводят

10 кг соли азотнокислого железа (никельмо15 либдеповую фазу можно готовить и без добавки азотнокислого железа) и снова гомогенизируют в течение 8 — 10 ипн. После этого подачу горячей воды в рубани у смесителя прекращают, а вместо нее подают холодную

20 воду и выдерживают массу до снижения температуры до 40 — 45 С, зятем выгружают противни н подвергают сушке при температуре 180 — 190 С до ППК вЂ” 15 — 25%. По окончании сушки массу выгружают пз печи, измельчают до тонины 40 — 50 ила на шаровой мельнице и добавляют по весу к кислотному нооигелю, т. е. гидрату окиси алюм:шия. Для этого параллельно с промотированной никельмолпбденовой м",.ñ"ñoé в отдельном смесителе

З0 снабженном мешалкой, приготявлива|от якти533389

Таблица 1

Катализатор, приготовленный согласно предлагаемому способу с рецирк(ляцией гидрогеннзата

Наименование

Гырье

Неочищенная высокосернистая дизельная фракция ОНПЗ

228 — 370 — 7 — 24 — 15

2,2

Мин

375 — 380

4,0

2 5 до 200 при 200

200 до 350 при 350

350 до 4 50 ,пр,и 450

450 до 580 — 600 при 580 — 600

Нагрев от

Выдерж!ка

Нагрев от

Выдержка

Нагрев от

Выдержка

Нагрев от

Выдержка

800 — 840

98,2

0,6

86,05

3,5

9,1

50 — 40 — 35 — 34

0,086

96,0

Без компаунднрования

212

272

3-4 2 виров;!нну!о пасту гидрата окиси алюминия.

С этой целью в смеситель затружают 97,7 кг пасты гидрата окиси алюминия (ППК 55%) и 90 л дистиллированной воды, содержимое гомогенизируют до получения однородной, тестообразной ма осы. Затем в массу вводят

3,0 л Збо/в-ной соляной кислоты, перегмешивают в течение 20 — 25 лин до получения суспензии, после чего в нее последовательно вводят

27,4 кг борной кислоты, гомогениз ируют в течение не менее 25 мии, а затем 3,0 л 36%-ной соляной кислоты и хлорирование продолжают

B течение !!е менее 60 — 75 мия. По окончании гом оге шгз а ции в ма осу п ри необходимости

В водят допол нительно до 1 О вес. % дистиллированной воды и перемели!вают не менее 8—

10 л!ин.

1х, полученной активированной массе гидрата оки си алюминия доба!вляют 50,6 кг акwIItIIIьой промотиро ванной ни!келы!олиобденозой массы с ПП1 20 вес. o и омесь гомогенизируют в течение 15 — 20 л ин, после чего катализаторную массу выгружают из смесителя на противни и подвергают сушке при 180 — 190 C до ПП1х, 30 — 35 вес. o/,.

Высушенную катализаторную массу в смеси с графитом (до 40 от веса готового катализатора) измельчают с помощь!о шаровой мельницы до тонн!пы 40 — 50 меш, просеивают и таблетируют на таблеточной машине B виде цилиндрико в диа метром 5 мм и высотой 4,5—

5 л1,и и прочностью на раздавливание по обр азующей 10 — 12 юг/та бл е ток.

Таблетки просеивают через сито размером ячеек 4Х4, ото бранную фракцию направляют на тер!х!ообработ!ку при 580 — 6t00 С по следующему режиму: 40

По окончании про кал|ки;катализатор охлаждают, постепенно понижая температуру со скоростью 40 — 50 С/час. Готовый катализатор перед применением восстанавливают в токе 55 водорода непосредственно в реакторе, где про-! изводится процесс при следующих условиях: температура 440 — 450 С, давление водорода

40 ати, продолжительность восстановления

16 час, расход водорода 17 — 19 л/час на л!кат. 60

Состав катализатора, IBt c. в/в. NI Π— 13,85;

МоО, 29,57; FeqO." 1,85; А120з 43,0; В20, 10,9; хлор 0,83, Пример 2. Иопытание катализатора, гпдрирование,,изомеризация и гидроизомеризация с одновременной глубокой гидроочисткой прямогонной высокосерн истой дизельной фракции нефти.

Исследование активности катализатора выполняют IIB IIIH;IQTIIQH установ!ке опытного завода СредазНИИНП. Для этого в реактор загружают 250 лл катализатора.

Из ра ссмотренных примеров (табл. 1 и 2) видно, что IB присутствии катализатора, в зависимости от назначения тапли ва и предъявляемых к нему требований, можно осуществить либо глубокое гидр ирование и гидроочистку со слабой изомеризацией и получать авиационные и реа!ктивные топлива с допустимым содержанием как ароматических, так и органичеаких соединений, либо получать малосернв!етое, низкозастывающее зимнее дизельное топливо из летнего без депарафинизации за счет глубокого ги дрирова!ния, изомеризации и гидроизомеризации с одновременной гидроочисткой,как углеводородов, так и содержащ их органичес!ких соединений, .присутствующих в исходном вьвсакосернистом топливном дистиляте.

Температура выкипания, С

Температура застывания сырья, С: фракции 160 †3

320 †3

Содержание серы, вес. /о

Технологические параметры ведения процесса: давление, аги температура, С объемн. скорость, «ac â€

Получены жидкие продукты, вес. "/ к сырью

Фракционный состав, об о/О н. к. 160

160 †3

320 †3

34O — к

Температура застывания фракции гидрогеннзата, /о, С 160 — 320

160 — 340

228 — 340

Содержание серы в гидрогс:шзате, вес. /о

Глубина удаления серы, вес. %

Получено, по температуре застывания отвечающее

ГОСТ 905 — 73

Фрак;!ttottttt ttt состав, /„ С н. к.

96 н. к.

533389

Ф ор мул а изо бр етени я

Таблица 2

Температура застывания, С

Катализатор для гидроизомеризации тяжелых прямогонных достиллятов нефти, содержащий окислы алюминия, никеля, молибдена, бора и хлор, отличающийся тем, что, с целью повышения активности, катализатор дополнительно содержит окись железа при следующем содержаниями компонентов, вес в/о:

Фракции, С в присутствии известного катализатора в присутствии настоящего 5 катализатора

160 †3

160 †3 — 37 — 46 — 40 — 31

10 алюминия

Составитель Л. Белоус

Редактор Л, Герасимова Техред В. Рыбакова

Корректор В. Гутман

Заказ 1648/1085 Изд. М 1785 Тираж 864

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Тип. Харьк. фпл. пред. «Патент»

Как в идно из приведенных данных, температура застывания фракций 160 — 320 С и

160 — 340 С в присутствии предлагаемого ка- 15 тализатора на 9 ниже температуры застывания соответствующих фракций, полученных на известном катализаторе.

Окись

Окись

Окись

Окись

Оиись

Хлор никеля мол,и бден а железа бора

35 — 44

12 — 18

25 — 38

0,1 — 7

0,5 — 14

0,1 — 16