Храповой механизм

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1 атйу а.

7®ТЩу рт 1Г,.

САН И

СПИ

ИЗОЫ E TE Н И Я

011 533785

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.04.71 (21) 1648392j28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.10.76. Бюллетень № 40

Дата опубликования описания 14.10.76 (51) М. Кл е F 16Н 29/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.838(088.8) ло делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения

Ф. М. Марголин, А. Л. Сусляев и Л. М. Лифлянчик (71) Заявитель (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к механизмам для осуществления прерывистого вращения.

В качестве механизмов прерывистого вращения широко используются храповые механизмы, содержащие храповое колесо и взаимодействующие с ним собачку и защелку (1).

Эти механизмы обладают тем недостатком, что фиксация храпового колеса с помощью защелки осуществляется после окончания его поворота, а в период холостого хода фиксация не обеспечивается, что может вызвать произвольный поворот храпового колеса под действием случайных сил или сил инерции.

Наиболее близким к данному изобретению из известных технических решений является храповой механизм, содержащий корпус, установленные в корпусе на одной оси коромысло и храповое колесо с прямоугольными профилем зубьев, подпружиненную в направлении храпового колеса собачку, выполненную в виде двуплечего рычага, имеющего на одном плече зуб прямоугольного профиля и качающегося вокруг оси, которая параллельна оси храпового колеса и закреплена на коромысле, привод и взаимодействующую с храповым колесом защелки. (2)

Собачка и защелка приводятся в действие с помощью системы ручагов и тяг от постоянного вращающегося диска с криволинейными пазами.

Недостатки указанного механизма заключаются в сложности подбора и изготовления криволинейных пазов на диске, а также в низком к. п, д. и малой надежности механизма из-за наличия большого количества рычагов и тяг, осуществляющих передачу движения от привода.

10 Целью изобретения является повыше ние надежности механизма и упрощение конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что привод выполнен в виде пневмоцилиндра, шток

15 которого шарнирно соединен с вторым плечом двуплечего рычага, ось качания двуплечего рычага расположена на нормали к боковой поверхности зуба храпового колеса, а механизм снабжен упором, с которым взаимодей20 ствует коромысло в конце рабочего хода.

Кроме того, с целью фиксации храпового колеса при холостом ходе механизм снабжен рычагом, шарнирно-соединенным с пневмоцилиндром и с защелкой, имеющей прямоуголь25 ную форму.

Такое выполнение механизма позволяет осуществлять жесткое сцепление храпового колеса с собачкой во время рабочего хода, заклинивание собачки в храповом колесе в конце

533785 рабочего хода и жесткое стопорение храпового колеса при холостом ходе.

На чертеже изображен храповой механизм, общий вид.

Механизм содержит установленные в корпусе (на чертеже не показан) на оси 1 храповое колесо 2 с прямоугольным профилем зубьев и коромысло 3, собачку, выполненную в виде двуплечего рычага 4, имеющего на одном плече зуб 5 прямоугольного профиля, а вторым плечом 6 шарнирно-соединенного со штоком 7 пневмоцилиндра 8, установленный в корпусе рычаг 9, с которым шарнирно соединены пневмоцилиндр 8 и защелка 10, пружины 11 и 12, упор 13, с которым взаимодействует коромысло 3 в конце рабочего хода и упор 14 для ограничения поворота рычага 9.

Ось 15 качания двуплечего рычага 4 закреплена на коромысле 3 и расположена на нормали и — и к боковой поверхности зуба храпового колеса 2.

Храповой механизм работает следующим образом.

В начале рабочего хода пневмоцилиндр 8 воздействует на рычаг 9 и, преодолевая сопротивление пружины 11, поворачивает его, при этом соединенная с рычагом 9 защелка

10 выходит из впадины храпового колеса 2 и освобождает его. Шток 7 пневмоцилиндра 8, выдвигаясь, поворачивает двуплечий рычаг 4, а вместе с ним — храповое колесо 2 и коромысло 3.

В конце рабочего хода коромысло 3 упирается в упор 13 и останавливается.

Вместе с коромыслом остана вливается двуплечий рычаг 4, фиксируя своим зубом 5 храповое колесо 2.

Сила инерции, возникающая при остановке и воздействующая на зуб 5 двуплечего рычага

4, не может его повернуть, так как она проходит через ось 15 качания рычага на коромысле 3, зафиксирсваннсм упором 13.

В начале холостого хода под воздействием пневмоцилиндра 8 и пружины 11 защелка 10 стопорит храповое колесо 2.

Шток 7 пневмоцилиндра 8, вдвигаясь, тянет за собой второе плечо 6 двуплечего рычага 4, который своим зубом 5 сцеплен с храповым колесом 2. Так как храповое колесо 2 застопорено защелкой 10, то пневмоцилиндр 8 создает момент поворота двуплечего рычага 4, и, преодолевая сопротивление пружины 12, выводит двуплечий рычаг 4 из зацепления с храповым колесом 2, после чего коромысло 3 совершает холостой ход. В конце холостого хода зуб 5 двуплечего рычага 4 под действием пружины 12 западает во впадину храпового колеса 2.

Формула изобретения

l5

Храповой механизм, содержащий корпус, установленные в корпусе на одной оси коромысло и храповое колесо с прямоугольным профилем зубьев, подпружиненную в направлении храпового колеса собачку, выполненную в виде двуплечего рычага, имеющего на одном плече зуб прямоугольного профиля и качающегося вокруг оси, которая параллельна оси храпового колеса и закреплена на коромысле, привод и взаимодействующую с храповым колесом защелку, отл и ч аю щий ся тем, что, с целью повышения надежности механизма и упрощения конструкции, привод выполнен в в виде пневмоцилиндра, шток которого шарнирно соединен с вторым плечом двуплечего рычага, ось качания двуплечего рычага расположена на нормали в боковой поверхности зуба храпового колеса, а механизм снабжен упором, с которым взаимодействует коромысло в конце рабочего хода.

2. Механизм по п. 1, отл ич а ющи и ся тем, что, с целью фиксации храпового колеса при холостом ходе, он снабжен рычагом, шарнирно-соединен ным с пневмоцилиндром и с защелкой, имеющей прямоугольную форму.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. С. Н, Кожевников и др. Механизмы. М., 1965, с. 512, рис. 7, 19.

45 2. Элементы механизмов. Под ред. А. Л. Леймера, М., 1944, с. 250, фиг. 1026 (прототип).

533785

Составитель Л. Дьякова

Техред М. Семенов

Корректоры: В. Петрова и О. Данишева

Редактор О. Юркова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2141/7 Изд. № 1684 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4, 5