Устройство для защиты от перенапряжения на обмотке возбуждения синхронной машины с бесщеточной системой возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Бойс а ю э:! 3 и латентио-:, -" -"-o"-< библио, зн . «,ЬА
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пп 5340IO
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.06.74 (21) 2029299/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.10.76. Бюллетень № 40
Дата опубликования описания 22.10.76 (51) М. Кл з Н 02Н 7/08
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.392 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Д. Дудин, H. А. Лазарьков и П. В. Рожков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ
HA ОБМОТКЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ
С БЕСЩЕТОЧ НОЙ СИСТЕМОЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано для защиты обмотки возбуждения синхронных двигателей при пуске и асинхронных режимах работы, Известны устройства защиты от перенапряжений на обмотке возбуждения синхронного двигателя, где параллельно обмотке возбуждения подключается цепь с нелинейными характеристиками (например, тиристор с анодным управлением через резистор или стабилитрон) (1).
Недостатком таких устройств является необходимость отстройки нелинейной цепи от работы при форсировке, что приводит к ухудшению пусковой характеристики двигателя и в некоторых случаях исключает возможность реакторного пуска.
Известно также устройство, в котором исключены указанные недостатки (2), но имеющее неудовлетворительные конструктивные и эксплуатационные характеристики. В упомянутом устройстве параллельно обмотке возбуждения постоянно подключено сопротивление, которое потребляет значительную мощность от источника возбуждения в режиме нагрузки, что приводит к снижению к.п.д. электрической машины. Кроме того, такое устройство не применимо для быстроходных машин вследствие значительных механических усилий, возпикающих в спирально-намотанном сопротивлении.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик и повыше5 пие надежности срабатывания устройства защиты обмотки возбуждения синхронной машины от перенапряжений.
Для достижения указанной цели в известном устройстве, содержащем тиристор, шун10 тирующий обмотку возбуисдения, между управляющим электродом которого и анодом включены последовательно соединенные стабилитрон и резистор, введено реле, подключенное к трехфазному мостовому выпрямите15 лю, присоединяемому к обмотке якоря возбудителя, а контакт этого реле включен между управляющим электродом и катодом тирпстора.
На чертеже приведена принципиальная схе20 ма устройства.
Схема устройства включает в себя следующие узлы и элементы: бесщеточный возбудитель 1, защитную цепь, состоящую из контакта 2 реле 3, тиристора 4, шунтирующего об25 мотку возбуждения 5 синхронного двигателя.
Между управляющим электродом и анодом тиристора 4 включены последовательно соединенные резистор 6 и стабилитроп 7. Обмотка реле 3 запитывается постоянным током от
30 трехфазного мостового выпрямителя 8.
534010
Формула изобретения
Составитель Б. Грещенко
Техред 3. Тараненко
Корректор Н, Аук
Редактор Е. Шепелева
Заказ 2251/11 Изд. № 1696 Тираж 882 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, X-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
При пуске синхронного двигателя, до дост ижения его ротором подсинхронной частоты вращения, питание на обмотку возбуждения бесщеточного возбудителя 1 не подается, следовательно, ток в обмотке реле 3 отсутствует и его контакт 2 в защитной цепи обмотки возбуждения 5 разомкнут. При достижении э. д. с. в обмотке возбуждения 5 величины напряжения пробоя стабилитрона 7 тиристор 4 открывается и напряжение на обмотке возбуждения
5 синхронного двигателя снижается.
После достижения ротором подсинхронной частоты вращения э. д. с. обмотки возбуждения 5 становится меньше напряжения пробоя стабилитрона 7 и тиристор 4 не открывается.
Тогда подается постоянный ток на обмотку возбуждения 1, напряжение трехфазного мостового выпрямителя 8, питающего обмотку реле 3, возрастает.
Реле 3 срабатывает и замыкает контакт 2, который, тем самым, исключает работу защитной цепи при работе двигателя в синхронном режиме.
Устройство для защиты от перенапряжения на обмотке возбуждения синхронной машины с бесщеточной системой возбуждения, содержащее тиристор, шунтирующий обмотку возбуждения, между управляющим электродом которого и анодом включены последовательно соединенные стабилитрон и резистор, отли1о ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности срабатывания, в него дополнительно введено реле, подключенное к трехфазному мостовому выпрямителю, присоединенному к обмотке якоря возбудителя, а кон15 такт этого реле включен между управляющим электродом и катодом тиристора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Глебов И. А., Логинов С. И. «Системы
2о возбуждения и регулирования синхронных двигателей», Л., «Энергия», 1972 (аналог) .
2. Авт. св. № 379020, Н 02К 9/36, 18.04.73 (прототип) .